Перейти к контенту

Установка газа на автомобиль – Стоит ли ставить ГБО на машину

Содержание

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

Многие автолюбители, особенно в условиях постоянно растущих цен на топливо, принимают решение о переводе своего автомобиля с бензина на газ. Установка газобаллонного оборудования позволяет существенно экономить денежные средства тем водителям, которые активно эксплуатируют свой автомобиль и имеют солидные пробеги. О преимуществах и недостатках использования ГБО мы поговорим в отдельной статье, а сейчас давайте рассмотрим классификацию подобных решений и принцип работы такого оборудования.

Читайте в этой статье

Устройство газовой системы

Основные компоненты газовых систем:

  • Редуктор-испаритель. Данное устройство реализует подогрев смеси пропан-бутана, отвечает за испарение и снижает давление до показателя, приближенного к атмосферному. Газовый редуктор отлично подходит для  авто с небольшим  рабочим объемом ДВС, так как это компактное решение не сложно разместить в подкапотном пространстве. Управление устройством может быть как вакуумным, так и электронным при помощи отдельного блока.
  • Электромагнитный газовый клапан. Осуществляет перекрытие газовой магистрали, что необходимо во время простоя или после переключения работы двигателя на бензин. Имеет также фильтр, который производит очистку топливной смеси.
  • Электромагнитный бензиновый клапан. В автомобилях с карбюратором прекращает подачу бензина тогда, когда мотор работает на газу. В авто с инжекторным впрыском такую функцию выполняет эмулятор форсунок.
  • Переключатель между видами топлива. Устройство располагают в салоне автомобиля. Переключатели могут иметь различное исполнение, некоторые из них получают подсветку и шкалу-индикатор остатка газа в баллоне.
  • Мультиклапан. Данное решение монтируют на горловину баллона. Устройство состоит из заправочного клапана и расходного клапана. Имеется также измеритель уровня газа и заборная трубка. Конструктивно устройство включает в себя еще один клапан (скоростной), который способен предотвратить утечку газа в случае аварийной поломки газовой магистрали.
  • Венткоробка. Решение  также устанавливается на горловине баллона. Внутри коробки размещают  названный выше мультиклапан. Главной задачей венткоробки становится отвод паров газа наружу в случае его утечек из баллона в багажном отделении.
  • Емкость для сжиженного газа (газовый баллон). Баллоны могут быть цилиндрическими и торроидальными. Вторые позволяют осуществить монтаж в нишу для запасного колеса. Баллоны заправляют не более чем на 80% от максимального объема, что делается согласно требованиям техники безопасности в процессе их эксплуатации.

Принцип работы

Стоит отметить, что питание газом и реализация всей системы ГБО ранних поколений заметно проще, чем устройство бензиновой системы подачи топлива. Для наглядности еще раз обратим Ваше внимание на сравнительно небольшой список основных элементов.

Перевод автомобиля на систему питания газом и соответствующее переоборудование выглядит следующим образом. В самом начале в багажнике, грузовом отсеке, на раме или под днищем транспортного средства устанавливают емкость для хранения газа (газовый баллон). В моторном отсеке размещают редуктор-испаритель и устройства, отвечающие за подачу газа в двигатель. Дополнительно устанавливают решения, позволяющие выполнять регулирование смеси.

Газом в баллоне выступает пропан-бутан, который является сжиженным нефтяным газом. Если давление находится на уровне атмосферного, тогда вещество пребывает в газообразном состоянии, но при относительно небольшом повышении давления с легкостью переходит в сжиженное состояние. Полученная жидкость склонна к испарению при бытовых температурах. По этой причине газ помещают в герметичные емкости (баллоны) под давлением от 2-16 атм, где он и хранится в виде жидкости.

Пары газа создают давление, благодаря чему из баллона они попадают в газовую магистраль, которая называется магистралью высокого давления. Расходуется газ из баллона благодаря его проходу через мультиклапан. Как уже говорилось выше, через этот клапан осуществляется также заправка газом. Для заправки используют дополнительное выносное устройство.

Газ в жидком состоянии движется по магистрали и попадает в газовый клапан, оборудованный фильтром. Фильтр предназначен для эффективной очистки газа от примесей и смолистых отложений. Устройство дополнительно отвечает за перекрытие подачи газа в момент выключения зажигания, а также при выборе режима работы мотора  на бензине. 

После фильтра очищенный сжиженный газ движется по газопроводу и оказывается в редукторе-испарителе. В этом устройстве его давление понижается до показателя,  приблизительно равного 1 атм. Понижение давления ведет к тому, что жидкий газ начинает испаряться. При этом происходит активное охлаждение редуктора. По этой причине  редуктор присоединяют к системе охлаждения мотора. Разогретая ОЖ, которая циркулирует в системе, предотвращает обмерзание редуктора, а также мембран в устройстве. Основной рекомендацией в холодное время года является предварительный запуск и прогрев мотора на бензине, а потом уже осуществляется перевод двигателя на газ. Это требование подразумевает выход ДВС на рабочую температуру с необходимым нагревом ОЖ.

Из редуктора газ, который уже имеет парообразное состояние, поступает в цилиндры двигателя. За  его подачу отвечают дозирующие устройства. Примечательно то, что в устройстве газовой установки отсутствует элемент, который по своим функциям похож на бензонасос. Газ уже находится в баллоне под давлением и поступает в редуктор самостоятельно, а не принудительно. Это значительно упрощает систему ГБО. Способность газа при смене давления и температуры переходить из жидкостной фазы в паровую еще более сокращает число конструктивных элементов в цепи.

Смеситель в ГБО является устройством сложной формы, которое устанавливают перед дроссельной заслонкой. Главной задачей этого решения становится приготовление рабочей смеси газа и воздуха. Дозатор является устройством для регулировки. Перед редуктором устанавливается специальный электромагнитный клапан, который отключает подачу газа.

Переключатель выбора бензина или газа в салоне имеет три положения: «газ», «бензин» и нейтральное положение. Выбор режима перекрывает один или оба клапана. Когда зажигание выключается, тогда все клапаны находятся в закрытом состоянии. ГБО могут иметь также функцию отключения подачи газа в том случае, если отсутствует искра зажигания в ДВС.

Схема ГБО

 

  • баллон (1)
  • мультиклапан (2)
  • газовая магистраль высокого давления (3)
  • выносное заправочное устройство (4)
  • газовый клапан (5)
  • редуктор-испаритель (6)
  • дозатор (7)
  • смеситель воздуха и газа (8)
  • бензиновый клапан (9)
  • переключатель видов топлива (10)

По принципу подачи газа в двигатель ГБО условно принято делить на поколения. В качестве наглядного примера возьмем ранние системы и проследим за алгоритмом их работы. Нефтяной газ (пропан-бутан), который находится в сжиженном состоянии и под давлением, поступает из баллона (1). Газ идет по магистрали высокого давления (3). За контроль расхода газа отвечает мультиклапан (2). Посредством этого же клапана осуществляется заправка при помощи выносного заправочного устройства (4). В жидкой фазе по магистрали газ проникает в газовый клапан-фильтр (5). Там происходит его очистка от взвесей и смолистых отложений, а также фильтр перекрывает подачу газа в момент отключения зажигания или при выборе режима работы на бензине.

Очищенный в фильтре газ идет по трубопроводу и оказывается в  редукторе-испарителе (6). Давление газа понижается там до уровня атмосферного. Начинается интенсивное испарение газа. Разряжение во впускном коллекторе запущенного ДВС позволяет газу из редуктора пройти по шлангу низкого давления. Далее газ проникает в дозатор (7) и оказывается в смесителе (8). Смеситель установлен между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. На крбюраторных авто вместо смесителя может быть осуществлена врезка газовых штуцеров прямо в карбюратор.

Режимы работы ДВС на бензине или газе выбираются при помощи переключателя видов топлива (10), который ставят на приборной панели. Когда выбран режим «газ», переключатель инициирует открытие электромагнитного газового клапана (5) и  происходит отключение электромагнитного бензинового клапана (9). Если имеет место переход с газа на бензин, тогда переключатель осуществляет закрытие газового клапана и позволяет открываться бензиновому. Подсветка на переключателе позволяет определить, какой вид топлива задействован в тот или иной момент.

В процессе эволюции сложилась устоявшаяся практика деления установок на поколения. В СНГ с классификацией ГБО возникли определенные сложности. Дело в том, что третье поколение после его появления на рынке не получило широкого распространения и после исчезло, а первое и второе по этой причине стали ошибочно называть вторым и третьим.

Еще большую путаницу вносят многочисленные установщики, которые в ряде случаев ошибочно присваивают системам ГБО с функцией OBD-коррекции, а также системам BRC Sequent Direct Injection для моторов с непосредственным впрыском топлива, статус пятого поколения. Для максимальной ясности системы стоит делить по способу подачи газа в ДВС:

  • оборудование эжекторного типа, к которому относят ГБО первых поколений. Решение является аналогом бензинового карбюраторного и ранних образцов инжекторного впрыска;
  • распределенный газовый впрыск, относящийся к четвертому поколению систем;
  • жидкий впрыск, который представляет собой ГБО пятого поколения;
  • непосредственный впрыск жидкого газа, являющийся шестым поколением газового оборудования;

Поколения ГБО и конструктивные особенности

 I поколение

К этому поколению относятся механические системы, которые выше были частично описаны в виде схематичного примера. Решения получили вакуумное управление, а также оснащаются механическим дозатором газа. Такие системы устанавливаются на бензиновые агрегаты, конструктивно имеющие карбюратор или простой инжектор. ГБО первого поколения получили также смеситель газа.

Регулирование подачи газа в смеситель для таких систем реализуется вручную. Для этого используется дозатор. Дозатор представляет собой патрубок, который позволяет изменять проходное сечение посредством вкручивания регулировочного винта, который вставлен в патрубок. Под регулировкой дозатора понимают такое положение винта, которое позволяет мотору устойчиво работать на газе в различных режимах. Положение винта в процессе эксплуатации авто изредка может потребовать коррекции, особенно при засорении воздушного фильтра. Переключатель выбора топлива в таких ГБО может дополнительно иметь указатель уровня газа в баллоне. Функция реализуется при наличии сенсора уровня топлива в конструкции мультиклапана.

Первое поколение ГБО для автомобилей с инжектором конструктивно отличается тем, что бензиновый клапан для прекращения подачи бензина заменен на устройство, которое называется эмулятор форсунок. В процессе подачи газа элемент имитирует работу штатных бензиновых форсунок, чтобы ЭБУ двигателя не переходил в аварийный режим работы. Аналогичное решение в виде эмулятора лямбда-зонда позволило решить проблему касательно ошибок ЭБУ инжекторного двигателя.

II поколениe

Механическая система дополнилась электронным дозирующим устройством, работа которого основывалась на обратной связи с  лямбда-зондом (датчик содержания кислорода). Такое решение устанавливается на инжекторные двигатели с катализатором. ГБО второго поколения избавили от ручного дозатора. Его место занял электронный дозатор, который регулирует подачу газа при помощи электродвигателя шагового типа.

Дозатор управляется электронным блоком, который опирается на сигналы штатного лямбда-зонда. Это позволяет обеспечить поддержание оптимального состава газо-воздушной рабочей смеси. Электронный блок дополнительно принимает сигналы от датчика положения дроссельной заслонки и датчика оборотов двигателя, что необходимо для оптимизации смеси на переходных режимах работы силового агрегата. Настройку ГБО этого типа производят при помощи ПК.

Такие системы устанавливались на автомобили с электронными карбюраторами или инжекторами, которые оборудованы лямбда-зондом и катализатором, имеют в конструкции датчик положения дроссельной заслонки. Эти поколения ГБО являются системами переходного типа. Сегодня такие решения практически не используются.

Причиной послужило то, что ранние поколения ГБО не соответствуют действующим требованиям по вопросу токсичности, находясь на уровне норм ЕВРО-1. С учетом этих требований производители создали системы третьего и четвертого поколений, которые намного более распространены.

III поколениe

Такие системы способны обеспечить распределенный синхронный впрыск газа. Конструктивно имеют дозатор-распределитель с управлением от электронного блока. Подача газа во впускной коллектор реализована посредством механических форсунок. Форсунки открываются за счет  избытка давления в газовой магистрали высокого давления. Электронно-механический дозатор-распределитель шагового типа находится между редуктором, который подаёт избыточное давление, и штуцерами-клапанами, которые установлены во впускном коллекторе двигателя. Элемент отвечает за оптимальную дозировку газового потока во впуск. Переключение режимов и создание оптимальной газо-воздушной рабочей смеси возложено на электронный блок управления, который получает сигналы от штатных датчиков двигателя (МАР-сенсор, лямбда-зонд, ДПДЗ и т.д.).

Стоит отметить, что ГБО 3-го поколения не задействуют ЭБУ автомобиля и не опираются на топливные карты, которые зашиты в штатный блок управления ДВС. Системы подачи газа работают параллельно и имеют собственные топливные карты. Корректировка состава смеси в таких ГБО не самая качественная, что  напрямую зависит от скорости работы шагового дозатора-распределителя. После введения норм ЕВРО-3, а также появления систем OBD II и EOBD (бортовая диагностика второго поколения), газовые системы 3-го поколения утратили популярность. Выход систем ГБО 4-го поколения вытеснил предыдущее 3-е с рынка окончательно.

IV поколениe

ГБО этого поколения получило название распределенного газового впрыска ( также встречается определение фазированного распределённого впрыска газа). Поколение систем распределенного последовательного впрыска газа с электромагнитными форсунками имеет управление от более совершенного электронного блока. Подобно системам 3-го поколения, газовые форсунки монтируются на впускном коллекторе. Установка подразумевает непосредственную близость сопла форсунки и впускного клапана каждого отдельного цилиндра. Это поколение ГБО задействует мощности ЭБУ и топливные карты, которые заложены в штатную программу контроллера автомобиля. В 4-ом поколении вносятся только необходимые поправки для того, чтобы адаптировать газовую систему применительно к топливной карте в ЭБУ, рассчитанной на бензин.

В этом поколении систем газ из редуктора-испарителя проходит через фильтр тонкой очистки газа. Далее он поступает в специальную рампу газовых форсунок. Эти форсунки устанавливаются на впускном коллекторе, а местом их установки становится пространство около бензиновых штатных инжекторов. Газовые форсунки в основе имеют тарированные жиклеры, через которые и осуществляется подача газа в область нахождения впускного клапана силового агрегата.

Управляет газовыми форсунками отдельный блок управления. Блок использует те сигналы,  которые идут от штатного бортового компьютера в автомобиле и предназначены для бензиновых форсунок. Газовый блок преобразует эти сигналы и направляет на газовые форсунки. Бензиновые форсунки в этот момент отключаются этим же блоком.

Необходимое количество газа, которое распределяется по впускному коллектору, рассчитывается на основе времени впрыска, которое определяет штатный ЭБУ. Блок управления газовыми форсунками корректирует это время для газа, так как необходимо учитывать его давление и температуру. Результатом становится то, что газ своевременно и в точно определенном количестве попадает в каждый цилиндр ДВС.

Настраивается ГБО 4-го поколения при помощи персонального компьютера и соответствующих программ. Софт должен быть совместим с поколением ГБО. Отдельным плюсом таких систем выступает функция перехода в автоматическом режиме с бензина на газ при прогреве двигателя. Если же в баллоне газ закончился, тогда также произойдет автоматический переход на бензин. Возможность ручного выбора топлива при помощи переключателя в салоне осталась неизменной. Сегодня ГБО 4-го поколения является наиболее популярным и оптимальным оборудованием для инжекторных автомобилей.

 ГБО IV и непосредственный впрыск

Отдельно стоит отметить ГБО 4-го поколения для таких автомобилей, в которых система топливоподачи устроена по принципу непосредственного топливного впрыска. Некоторые компании по установке ГБО относят этот тип системы к пятому поколению, но детальное изучение вопроса выявляет ошибочность такого определения. На самом деле, система остается оборудованием 4-го поколения, которое доработано и адаптировано применительно к конкретному типу ДВС.

Еще не так давно установка ГБО на автомобили с непосредственным впрыском топлива в цилиндры была попросту невозможной. К таким авто можно отнести Mitsubishi с линейкой моторов GDI, VW, Skoda и Audi с агрегатами FSI, отдельные модели Toyotа, Nissan и т.д. Главной проблемой являлось то, что бензиновые форсунки в таких моторах осуществляют топливный впрыск не во впускной коллектор, а подают топливо напрямую в камеру сгорания. Установить газовые форсунки для прямой подачи газа в камеру сгорания было невозможно. Обычное ГБО 4-го поколения с газовыми форсунками на впускном коллекторе также не подходило, так как сильно страдала бензиновая система питания этих ДВС и за короткий срок выходила из строя.

Для нормальной работы бензиновых форсунок на двигателях, в которых подача топлива реализована прямо в цилиндр, необходимо их постоянное охлаждение. Это охлаждение обеспечивает проходящий по форсункам бензин. Если просто перевести мотор на газ, тогда бензиновые форсунки большую часть времени отключены. Это приводит к тому, что бездействующие инжекторы быстро закоксовываются. Разработчики из итальянской компании BRC успешно решили эту задачу. Результатом стало появление в 2007 году системы BRC Sequent Direct Injection (SDI).

Данное решение представляет собой такую систему питания газовым топливом, которая разработана специально для взаимодействия с двигателями, которые имеют непосредственный впрыск топлива.

Sequent Direct Injection представляет собой многоточечную систему, которая обеспечивает последовательный фазовый впрыск (распределенный впрыск газа). Подобно обычным системам ГБО четвертого поколения, газ по-прежнему впрыскивается во впускной коллектор, а бензин параллельно впрыскивается в камеру сгорания по схеме производителя. Такой подход позволил  предотвратить закоксовывание бензиновых форсунок. Во время работы мотора на газу одновременно производится подача небольшого количества бензина, который охлаждает форсунку. Соотношение составляет 10% бензина от общего количества поданного газа.

Итогом стало то, что инженеры сохранили простоту установки ГБО, оставили возможность использования уже проверенных механических элементов, которые имеют заметные преимущества и высокий показатель надежности. Такое оборудование отличается от обычной системы ГБО BRC (система распределенного газового впрыска) лишь уникальным блоком управления. Редуктор, газовые форсунки и другие элементы системы Sequent Direct Injection остались такими же.

Главной особенностью SDI остается то, что подобную систему  можно устанавливать исключительно на определенные модели силового агрегата. Нужно учитывать, что BRC SDI ставится на конкретную модель самого мотора, а не на все машины конкретной марки. Для примера стоит упомянуть двигатель 2.0 FSI концерна Volkswagen. Этот ДВС стоит на Passat или Golf, Skoda Octavia, SuperB, Seat Leon, Audi A3, A4 и т.д. Указанное газовое оборудование подойдет только для такого мотора. Помимо системы от BRC предлагается также система Easy Fast Direct Injection, которую производит итальянская компания Lovato. Данное оборудование очень редко встречается на просторах СНГ.

V поколениe

Система LPi (Liquid Propane Injection) является впрыском сжиженного газа. Такая система стала детищем компании из Голландии Vialle. Специалисты бренда разработали и первыми представили системы впрыска газа, который находится в жидком состоянии, еще в далеком 1995 году. Главным отличием этой системы от других систем ГБО с распределенным впрыском является то, что газ впрыскивается во впускной коллектор ДВС не в испаренной фазе, а в жидком виде. Данное поколение газовой системы имеет также ряд отличий по составным компонентам. Большинство элементов системы LPi  отличаются от тех привычных решений, которые используются в конструкции привычных предыдущих систем ГБО.

В газовом баллоне присутствует газовый насос. Указанный насос позволяет обеспечить подачу газа именно в жидком состоянии. В таком виде газ поступает к газовым форсункам. Необходимость испарять газ во впускном коллекторе отпала, что автоматически исключает из системы редуктор-испаритель. Вместо данного элемента присутствует регулятор давления. Задачей устройства становится поддержание постоянного рабочего давление в системе подачи газа. Показатель находится на такой отметке, чтобы выходное давление было минимум на 5 бар выше давления в газовом баллоне. Такое давление не позволяет газу перейти в паровую фазу в трубках по причине нагрева работающего двигателя. Необходимость подогревать элементы ГБО под капотом путем их интеграции в систему охлаждения ДВС для циркуляции  разогретой ОЖ теперь утратила актуальность.  Регулятор давления заключен в специальный блок, в котором имеется электроклапан безопасности. Этот клапан открыт при работе ДВС на газе, закрывается устройство при переводе мотора на бензин.

Остатки неизрасходованного газа из форсунок поступают через регулятор давления обратно в баллон, что напоминает принцип «обратки» в бензиновых агрегатах. Видоизменилась и топливная магистраль. В ранних поколениях ГБО присутствовала трубка, материалом изготовления которой в большинстве случаев выступала рафинированная медь. Трубка использовалась для подачи газа из баллона к редуктору-испарителю. В системе 5-го поколения её заменили на одиночные магистрали, материалом для которых послужил армированный пластик.

Если внимательно изучить систему LPi, тогда вполне очевидно значительное сходство с бензиновой инжекторной системой питания ДВС. Жидкий впрыск позволяет целиком заменить бензиновую систему питания. Южнокорейские автопроизводители оценили такую возможность, наладив для своего внутреннего рынка выпуск монотопливных газовых авто.

Основным преимуществом ГБО 5 выступает высокая точность впрыска, отсутствие подключения к системе охлаждения ДВС, независимость от уровня давления газа в баллоне и т.д. Более того, за счет эффекта охлаждения при испарении газа, мотор при работе на некоторых режимах выдает чуть более высокую мощность.

Запустить ДВС в условиях низких температур становится проще, так как в холода в LPi сжиженный газ имеет лучшую характеристику испарения сравнительно с бензином, что позволяет не заливать свечи. К недостаткам системы можно отнести высокую конечную стоимость и небольшой опыт обслуживания данных решений специалистами на территории стран СНГ.

Если за системой не ухаживать должным образом, тогда срок эксплуатации без поломок ГБО 5-го поколения сокращается в разы. Для примера, газовый насос старого образца для своей безотказной работы требовал периодической смазки. Не все специалисты знали о такой необходимости. Отсюда и возникли мифы о быстром выходе газовых насосов из строя, которые списывались на низкое качество газа в СНГ, конструктивные недоработки системы и т.п. 

Правильное же обслуживание, даже с учетом реалий и посредственного качества газа, способно обеспечить минимальный ресурс  Vialle LPi даже с насосом старого типа около 200-300 тыс. км. В современных системах применен еще более совершенный насос турбинного типа, что и вовсе исключает необходимость дополнительной смазки и других манипуляций для ухода за системой.

VI поколениe

Система Liquid Propane Direct Injection представляет собой решение для непосредственного впрыска жидкого газа. Параллельно с системой LPi, компания из Голландии Vialle создала систему LPdi. Это решение предназначено для моторов с непосредственным впрыском горючего в цилиндры.

Данная система занимает условный статус шестого поколения ГБО, повторяя ситуацию с 4-м поколением и системой Sequent Direct Injection (SDI). Решение имеет схожую конструкцию с ГБО 5-го поколения. Главным отличием является то, что жидкий газ подается через штатные бензиновые форсунки силового агрегата. В системе используется все тот же баллон с газовым насосом высокого давления. Этот насос подает сжиженный газ к специальному устройству, которое называется селектором топлива. Именно в этом устройстве и происходит переключение между подачей бензина или газа.

Вполне очевидно, что основой данной системы ГБО выступает указанный селектор топлива. Это устройство является запатентованным блоком клапанов. В процессе работы блока бензин, находящийся перед топливным насосом высокого давления, подменяется жидким газом. Оставаясь в сжиженном состоянии, газ подается в штатный ТНВД. Указанный ТНВД
поднимает давление до 100 бар и выше, подавая газ на топливные форсунки-инжекторы.

Использование такой системы ГБО позволяет в полной мере сохранить все плюсы от использования ДВС с непосредственным впрыском топлива. Обеспечено максимально точное дозирование горючего, двигатель уверенно работает на обедненной рабочей смеси, нет проблем на переходных режимах. Мало того, но использование сжиженного газа позволяет дополнительно снизить токсичность выхлопа.

Еще одним положительным моментом от использования ГБО 6-го поколения является возможность не только сохранить ту мощность мотора, которую инженеры заложили в него на заводе, но и превысить этот показатель. Производитель приводит пример, что после установки такой системы ГБО на Volkswagen Passat 1.8 TSI, паспортная мощность которого на бензине 160 л.с, мощностная характеристика на газе выросла до 169 л. с. Производить установку системы Vialle LPdi возможно только на отдельные модели автомобилей с соответствующим типом силового агрегата.

Читайте также

krutimotor.ru

Газовое оборудование на автомобиле: За и Против

today

visibility 120028

archive 0

С тех пор как стоимость бензина начала стремительно расти, пользователи автомобилей ищут пути удешевления эксплуатации своих «железных коней». Наибольшие затраты при езде идут на топливо. Одним из путей удешевления поездок на автомобиле является установка газового оборудования. За такое переоборудование автомобилей выступают также экологи, утверждая, что использование газового топлива не только способствует экономии, но и уменьшает выбросы в атмосферу токсичных выхлопных газов. Тем не менее, несмотря на заманчивые перспективы сохранить деньги и природу, процент автомобилей на газовом топливе не так уж велик. В чем же причина неторопливости автомобилистов переходить на экономное и щадящее природу газовое оборудование? Попытаемся сравнить и взвесить все преимущества и недостатки, с которыми сталкивается владелец автомобиля, решивший перейти на газовое топливо.

И так, переход на газовое оборудование привлекает следующими преимуществами:

  • сумма затрат на топливо, в сравнении с бензином, уменьшается при использовании пропан-бутана в два раза, а при использовании метана – в три раза. Чем выше расход бензина, тем выгоднее переходить на газовое топливо;
  • уменьшается нагрузка на шатунно-поршневые механизмы двигателя благодаря высокому октановому числу (для пропан-бутана – 100-110 единиц, для метана – 114-118 единиц) и антидетонационной стойкости газового топлива;
  • благодаря чистоте самого газа, на свечах, поршнях и клапанах практически отсутствует нагар;
  • увеличивается ресурс двигателя и продлевается срок эксплуатации многих агрегатов автомобиля (свечей, гильз цилиндра, поршней, шеек коленчатого вала, поршневых колец и т.д.],
  • в газе отсутствует свинец, чего не скажешь об этилированном бензине;
  • хорошо отрегулированный двигатель на газовом топливе работает мягче и более плавно реагирует на положение педали газа. Это становится особенно заметно в больших городах при движении в пробках;
  • водитель на ходу может переключиться с газовой подачи топлива на бензин (и наоборот), что увеличивает суммарный пробег от одной заправки практически вдвое. Это преимущество будет особенно интересно тем водителям, которые часто путешествуют на длинные расстояния и опасаются заправляться на АЗС в регионах из-за худшего качества бензина.

К недостаткам газового оборудования следует отнести:

  • высокую стоимость современной газовой аппаратуры и ее установки (от 700 долл. США],
  • любые изменения в конструкции автомобиля, в том числе установка газового оборудования, автоматически прекращают действие гарантии. Так как сейчас автосалоны предлагают гарантийный срок для новых автомобилей от 1 до 5 лет, то владельцы новых автомобилей трижды подумают, выбирая между гарантийным сервисом и экономией на топливе.
  • также обязательным условием после установки оборудования является внесение соответствующей отметки в технический паспорт автомобиля. То есть после покупки автомобиля необходимо сначала переоборудовать его под газовое топливо, и только потом становиться на учет в ГАИ и регистрировать его в МРЭО;
  • уменьшение свободного места в багажном отделении автомобиля (примерно на 20%) за счет размещения газового баллона и соответствующее увеличение веса транспортного средства;
  • появляется необходимость частой замены воздушного фильтра, потому что даже незначительное его загрязнение значительно повышает расход газа;
  • незначительная потеря мощности двигателя при работе на газовом топливе (от 2 до 8%) и снижение разгонного потенциала автомобиля;
  • неразвитая сеть газовых заправочных станций, в сравнении с обычными (бензиновыми) АЗС;
  • возможны трудности с пуском холодного двигателя. Рекомендуется запускать двигатель на бензине, а после прогрева – переходить на газовое топливо.

Некоторые водители автомобилей на газовом топливе жалуются на запах газа в салоне. Специалисты утверждают, что этот неприятный момент никоим образом не связан с самой газовой установкой, и вызван либо неправильно проведенным ТО (сливом конденсата), либо негерметичностью выхлопной системы, при которой несгоревший одорант задувает в салон через воздухозаборники. Тем не менее, несмотря на неприятный запах, он не может стать причиной возгорания, а правильно проведенное ТО и герметичность выхлопной системы гарантируют отсутствие неприятных ощущений.

Подытоживая все «за» и «против» установки газового оборудования, считаем целесообразным переоборудовать автомобиль на газовое топливо в следующих случаях:

  1. При значительной эксплуатации автомобиля – если Вы наезжаете более 20-30 тыс. км в год
  2. При большом расходе топлива (больше 10-15 л на 100 км)
  3. При использовании высокооктанового бензина (АИ 95-98)

Если хотя бы один из перечисленных выше случаев соответствует Вашему опыту использования автомобиля, можете обращаться к специалистам за консультацией по переоборудованию Вашего автомобиля на газовое топливо. Современное газовое оборудование, установленной профессионалами, сэкономит Вам значительную сумму денежных средств, связанных с эксплуатацией транспортного средства, повысит экологичность и комфорт вождения.

При использование статьи или фотографий активная прямая гиперссылка на сайт www.avtorem.info обязательна!

www.avtorem.info

Установка ГБО на авто: есть ли смысл?

Установка ГБО на авто в наши дни является одной из наиболее популярных процедур по внештатному дооборудованию автотранспортных средств. Газобалонное оборудование дает возможность использовать в качестве топлива природный газ, который гораздо дешевле обычного бензина или дизтоплива.

Преимущества подобного оборудования очевидны – дешевизна топлива, возможность работы двигателя как на газу, так и на обычном бензине прельщает многих автолюбителей. Да что и говорить, если в последнее время начались активные разговоры о государственном субсидировании использования ГБО на авто и коммерческом транспорте.

Кроме того, газ гораздо экологичнее бензина либо дизтоплива и при сгорании выделяет в атмосферу меньшее количество вредных примесей. На первый взгляд – идеальное решение для любого автомобилиста, но в реальности количество устанавливаемых систем ГБО на авто не так велико, и на это есть целый ряд объективных причин.

Установка газобалонного оборудования на легковой автомобиль является далеко не простой процедурой. Как известно, газ взрывоопасен и, к тому же, занимает в сжиженном состоянии значительно больший объем, нежели бензин. По этой причине прочные газовые баллоны на автомобиле занимают большую часть полезного объема багажного отделения.

При некачественной установке или несвоевременном обслуживании ГБО на авто цена подобной ошибки может оказаться слишком высока. Еще одним недостатком использования газа в качестве топлива можно назвать потерю динамики автомобиля, ведь газ отличается меньшим энерговыделением при сгорании, нежели бензин. Таким образом, установка ГБО на авто с силовыми агрегатами малой мощности может довольно негативно сказаться на технических характеристиках автомобиля.

Впрочем, имеющиеся достоинства во многом перевешивают недостатки, а потому, перед тем как оборудование ГБО на авто купить, стоит заранее знать некоторые аспекты выбора, которые помогут избежать дальнейших проблем и риска при эксплуатации. Так, выбирая оборудование, следует заранее изучить список предложений и отдавать предпочтение решениям от крупных и авторитетных мировых производителей.

 

Следует помнить, что, приобретая ГБО на авто, цена которого невелика, мы подвергаем себя необоснованному риску при использовании. Впрочем, узнать о качестве оборудования можно и по его исполнению. Так, штуцера и переходники должны быть выполнены из металла и не иметь заусенцев, обеспечивая точную подгонку деталей. Особо стоит обратить внимание на качество уплотнителей, ведь при эксплуатации ГБО на авто именно они гарантируют защиту от возможной утечки газа и вполне могут сохранить жизнь водителю и пассажирам. Баллону стоит выбирать полимерные – они значительно легче металлических и при этом не уступают им в прочности.

Установка ГБО на авто также имеет целый ряд специфических особенностей. Доверять данную процедуру первому встречному автосервису весьма рискованно. По этой причине лучше выбрать компанию, которая специализируется на выполнении данных работ и дает гарантии качества. Кроме того, лучше заранее изучить отзывы тех, кто пользовался услугами данной мастерской – очень часто подобный мониторинг дает весьма неплохие результаты.

Ставить ГБО на авто самостоятельно не стоит, поскольку процедура эта весьма сложна и сопряжена с высокой точностью, а также специализированными навыками, которые, как правило, отсутствуют даже у опытного автолюбителя.

Эксплуатируя автомобиль с установленным газобалонным оборудованием, также следует помнить о ряде особенностей. Так, необходимо как можно чаще производить профилактический осмотр всех доступных узлов и агрегатов на предмет появления трещин и других повреждений. Кроме того, необходимо параллельно с техническим обслуживанием автомобиля производить диагностику ГБО на авто, обращаясь на специализированную станцию, на которой осуществлялась установка.

Следует быть внимательным и на предмет возникновения запаха газа в салоне автомобиля. Если возник даже легкий запах, требуется как можно скорее обратиться к установщикам. Эксплуатировать автомобиль с неисправностями газобалонной установки категорически нельзя ввиду большого риска.

Впрочем, если установка ГБО на авто выполнена правильно, оборудование надежно, а владелец не пренебрегает профилактическим обслуживанием, использование «голубого топлива» окажется значительно выгоднее, а затраты на покупку и установку газобалонной установки окупятся уже в первый год эксплуатации, а может и раньше.

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Добавить свою рекламу


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто

Добавить свою рекламу


Как проверить Б/У авто перед покупкой

Добавить свою рекламу


Как оформить полис ОСАГО онлайн за 7 минут

Добавить свою рекламу

voditeliauto.ru

Установка газового оборудования на автомобиль – инструкция + видео » АвтоНоватор

В последнее время, благодаря экономической выгоде, популярность обрела установка газового оборудования на автомобиль. Газобаллонное оборудование (ГБО) является специальным приспособлением, позволяющим хранить, а также подавать в движок газообразное топливо, за счет которого и осуществляется движение.

Короткое знакомство с приспособлением

В качестве газообразного топлива выступает природный газ (метан) и нефтяной (пропанобутановая смесь). От вида выбранного топлива, а также типа двигателя автомобиля ГБО делятся на однотопливные, газодизели (в этом случае происходит одновременная подача двух видов топлива) и двухтопливные с независимой подачей в двигатель только одного топлива.

Каждая из этих систем питания имеет свои специфические особенности, однако при этом им еще присущи и общие черты. Классифицируя системы ГБО, принято употреблять термин «поколение», хотя на сегодняшний день не существует официальной международной классификации автомобильного газобаллонного оборудования. Рассмотрим принцип работы одной из последних систем четвертого поколения.

В этом случае последовательное либо параллельное впрыскивание газа обеспечивается электромагнитными форсунками. Работа же данных форсунок регулируется посредством специального газового блока управления, считывающего сигналы, поступающие на бензиновые форсунки, и, исходя из них, производящего расчет, а затем подающего соответствующие сигналы на газовые форсунки. Газ, поступающий из редуктора на форсунки, впрыскивается во впускные клапаны движка.

Установка газового оборудования на автомобиль – делаем покупку

Конечно же, установка ГБО на автомобиль позволит сэкономить до 40 % расхода топлива, а, следовательно, и деньги, но это только в том случае, когда речь идет о хорошем и качественном оборудовании. Безусловно, сегодня на автомобильном рынке можно найти такие системы самых различных производителей, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья, однако не всегда высокая ценовая политика является гарантией качества.

Так, например, турецкое оборудование стоит приблизительно столько же, сколько и итальянское, но последнее является гораздо более надежным.

Стоит иметь в виду, что фирмы, дорожащие своим именем, поставляют каждый узел или какой-либо элемент ГБО в отдельной упаковке и с наличием соответствующей документации. Не стесняйтесь попросить и сертификат, причем проверяйте в нем каждую мелочь, начиная от того, когда и кем он был выдан, и заканчивая номером партии, а также наличием приложений. А теперь стоит сказать и о подборе основных узлов газового оснащения для двигателя вашей машины.

Подбирая газобаллонное оборудование на свой автомобиль, учтите, что редуктор обязательно должен соответствовать мощности двигателя, таким образом, на автомобили, мощность которых более 300 лошадок, вполне возможно, понадобится установить 2 редуктора. На выбор рейки влияет конфигурация движка и количество цилиндров. Что же насчет контроллеров, так они должны работать синхронизированно с системой самодиагностики, поэтому, чем новее авто, тем современней должен быть и сам контроллер. Баллоны же делятся в зависимости от типа газа, объема и вида установки (внутренней и наружной).

Установка ГБО 4 поколения своими руками – инструкция

Естественно, лучше всего приобрести автомобиль с заводской установкой ГБО, в этом случае значительно сокращаются затраты на ее регистрацию, и, конечно же, владелец получает дополнительную гарантию качества. Однако довольно часто возникает желание укомплектовать данной системой уже имеющийся автомобиль, и тогда вполне возможна установка ГБО 4 поколения своими руками.

Открыв капот, в первую очередь находим наиболее подходящее место для редуктора. При этом стоит помнить, что он должен крепиться только лишь на основной раме авто, быть легкодоступным, а шланги тосола необходимо укладывать аккуратно, чтобы не было загибов. Прикрепив редуктор, необходимо через тройник параллельно к системе подключить и шланги тосола.

Теперь устанавливаем газовый баллон так, чтобы было правильное расположение трубок заправки и подачи. Далее подаем газ в коллектор, делаем соответствующие врезки и устанавливаем газовые форсунки. Ну, и в завершении, согласно прилагаемой инструкции, необходимо подключить электрическую часть. На этом работа завершена, остается запустить двигатель и проверить полученную систему в действии.

carnovato.ru

Газовое оборудование на авто

Панацея ли это от подорожания бензина?

При современных темпах подорожания энергоносителей вовсе не удивительно, что большая часть автолюбителей и автовладельцев, обращают свои взгляды на газозаправочные станции. Что и говорить, газовое оборудование на авто – неплохая альтернатива дорожающему день ото дня бензину. Расходы на топливо сокращаются раза в три. Следовательно, снижаются эксплуатационные расходы, и повышается эффективность пользования автомобилем (пресловутые человеко/километры), которые при рассмотрении вариантов покупки бюджетного оборудования, в последние годы стали основным критерием выбора.

У медали, как водится, есть оборотная сторона

Однако все не так просто, как может показаться на первый взгляд. И у этой медали, как заведено, существует оборотная сторона. Так что установка газового оборудования на автомобиль может оказаться вовсе и не той панацеей от подорожания бензина, в поисках которой владельцы авто обращаются в компании, специализацией которых, собственно, и является монтаж газового оборудования на автомобили.

Минусы установки газового оборудования на автомобиль

На самом деле прибегать к такой мере, как установка газового оборудования на авто необходимо тогда, когда с ценами на бензин действительно полная беда. Или же в тех случаях, когда автомобиль эксплуатируется в коммерческих целях, и имеет целью приносить финансовую прибыль владельцу. Так в один голос утверждает подавляющее большинство автоэкспертов. И доводы, которые они при этом приводят, выглядят куда как убедительно. Тем более что они не голословны, а перечисляют весьма ощутимые минусы такого шага, как установка газового оборудования на авто. Вот они – эти минусы.

  1. Пожалуй, самый весомый довод: настройка газового оборудования требует нешуточной квалификации мастера – моториста, которой в нашей действительности нечасто встретишь. Вернее, порой, и днем с огнем не отыскать. Не говоря уж о том, что настройка газового оборудования собственными руками (чем “грешат” многие отечественные автолюбители) – это и вовсе из области фантастики. Вот и приходится большинству авто, на которых произведена установка газового оборудования, ездить, время от времени громыхая выхлопом где-то в недрах капота, потому что настройка “подкачала”. А ведь этот выхлоп даром не проходит: у двигателей, достаточно долго проработавших на газе, обычно (и очень часто) бывает повреждена головка блока цилиндров. Особенно в “тонких” местах, там, где литьем предусмотрены тонкие перемычки между поршнями.
  2. Некоторые эксперты (коих большинство), перечисляя минусы газового оборудования, особо отмечают тот факт, что температура сгорания газа на порядок выше температуры сгорания высокооктанового бензина. Следовательно, на двигателях, изготовленных из металла, изначально рассчитанного на воздействие более низких температур, воспламенение газа сказывается в достаточной мере губительно. И как бы ни была тщательно и бережно произведена настройка систем сгорания топлива, все равно участь клапанов предрешена. Недаром статистика утверждает, что двигатель, рассчитанный на то, чтобы проработать до капитального ремонта где-то в пределах 500 тысяч километров полноценного пробега, в “газовом” режиме ремонтируется уже тогда, когда на спидометре насчитано всего каких-то 150 – 200 тысяч.
  3. Еще один минус газового оборудования авто – практически невозможный холодный пуск. Это значит, что придется держать в полностью рабочем состоянии и систему подачи бензина, не отключать бензонасос, который у большинства современных автомобилей – электронный. То есть он будет работать вхолостую и обязательно как-нибудь морозным утром подведет, потому что холостая работа электронного бензонасоса, мягко говоря, производителем не приветствуется.
  4. Установка современного газового оборудования на авто, на самом деле, чисто экономически вовсе и не так выгодна, как может показаться на первый взгляд. Если попробовать сравнить эффект экономии на топливе с расходами на установку (а современное газовое оборудование стоит отнюдь не копейки), то получается, что среднестатистический автолюбитель, привыкший гонять авто по привычно установленному, ежедневному маршруту дом – работа – магазин – школа – дом (ну и дача, например, по выходным), будет “отбивать” затраченные деньги где-то года три. Вот и получается, что следует хорошенько подумать, прежде чем тратить порядка тысячи долларов США на оборудование в том случае, когда этих денег хватит на то, чтобы достаточно долго ездить на привычном бензине без забот и хлопот.
  5. Как бы ни была правильно, с соблюдением требований технологий и тонкостей, произведена настройка работы газового оборудования, все равно не избежать падения мощности двигателя, процентов на 15 – 20. И если для автомобиля с автоматической коробкой передач это, в принципе, не фатально (особенно если мощность двигателя “за” сто двадцать лошадиных сил), то для авто с механической коробкой передач это – достаточно чувствительная потеря. Как надергаешься за ручку переключения скоростей до одури, пробираясь в городском режиме в трафиках, да под светофорами, сразу же падение мощности двигателя даст о себе знать.

Однако для коммерческих авто газ – самое оно

Однако вовсе не следует понимать так, что установка оборудования, позволяющего работать на газе, однозначно не подходит для нашей действительности. Вовсе нет. Для авто, работающих в коммерческом режиме, то есть для тех, что пробегают в день двести километров и больше, установка газобаллонного оборудования действительно единственный выход (если владелец, конечно же, не горит желанием снизить свои доходы от коммерческого использования авто на порядок). И настройка системы в данном случае (если речь, скажем, о таксомоторе, или о малотоннажных грузовиках, ежедневно развозящих товар по магазинам), также не самое трудное.

Ежедневное ТО – и с настройками газового оборудования все будет в порядке

Если есть гараж, и работает в нем человек компетентный, то ежедневное ТО – самое оно для того, чтобы настройка была бы более – менее удовлетворительной, на протяжении всего рабочего дня. Это частнику обращаться каждый день к специалисту – накладно. В автопарке иметь профессионала, как говорится, сам Бог велел. А дело в том, что настройки газового оборудования на авто приходится менять чуть ли не с каждой заправкой (а они в коммерческом режиме работы авто ежедневные) из-за нестабильного качества поступающего на станции заправки топлива. Поэтому ежедневного регламентного ТО хватит за глаза.

Мы постарались перечислить основные факторы, которые могут повлиять на решение автовладельца о том, стоит ли устанавливать газовое оборудование на авто. Не претендуя на полную абсолютную компетентность высказанного мнения, напомним лишь, что минусы газового оборудования на авто учитываются, в первую очередь, самим автопроизводителем. Который в подавляющем большинстве случаев, снимает автомобиль с гарантии, если на него устанавливается газовое оборудование. Наверное, производитель в достаточной мере компетентен в данном вопросе, чтобы его мнение было услышано и учтено…

znanieavto.ru

Установка газового оборудования ГБО на авто, стоит ли переходить на газ?

Бензин постоянно дорожает и в то, что это когда-нибудь прекратится уже никто не верит. Альтернатив бензину есть несколько, и каждая из них имеет как плюсы так и минусы. Тем, кто только собирается купить автомобиль и определяется с типом топлива — легче, они могут решить для себя, на чем будет работать двигатель будущего автомобиля.

Дизельные двигатели, двигатели на электротяге, а также популярные в последнее время "гибриды", сочетающие в себе обыкновенный мотор и электродвигатель — уже вполне могут составить серьезную конкуренцию бензиновым собратьям. Однако, как же быть тем, кто купил машину еще до повышения цен? А если еще и мотор не новый, а его объем 2,5 или больше? Вариант с продажей не всем подойдет, а ходить пешком имея машину — глупо и бессмысленно. Альтернативой и хорошим способом выйти из сложившейся ситуации стал газ. Его популярность за последние 10 лет существенно повысилась. В странах бывшего "союза" появились сотни фирм, которые за определенную плату стали устанавливать газобаллонное оборудование (ГБО) всем желающим.

Установка ГБО позволяет водителям получить реальную экономию, т. к. стоимость газа в несколько раз дешевле стоимости бензина. Есть правда некоторый нюансы, например стоимость установки окупится тому, кто ее установил только через несколько лет эксплуатации с учетом, что он будет интенсивно эксплуатироваться. Некоторые марки автомобилей уже с завода комплектуются ГБО и это дает таким авто ряд преимуществ. Заводское оборудование устанавливается с учетом всех нюансов, само оборудование проходило тестирование и соответствует всем ГОСТам, чего не могут гарантировать многие станции, на которых производится установка газобаллонного оборудования.

Перед тем как установить ГБО необходимо взвесить все "за" и "против", а также быть готовым ко всем особенностям использования автомобиля на газу.

Устанавливая ГБО на автомобиль, который находится на гарантийном обслуживании, вы рискуете потерять гарантию производителя на двигатель. Лучше все-таки изначально купить новый автомобиль с уже установленным ГБО. Это избавит вас еще от одной проблемы — документы. Установка ГБО — только половина дела, все это нужно еще и зарегистрировать, в противном случае у вас будут проблемы с ГИБДД, а также, в случае если вы захотите продать свой автомобиль.

Устанавливая газобаллонное оборудование на свой автомобиль, рекомендую отдать предпочтение наиболее современным системам, среди которых наиболее популярными считаются — так называемые системы "четвертого поколения". Прелесть этих ГБО-установок в их способности автоматически переключаться с газа на бензин и наоборот, такие системы могут быть установлены на двигателя с непосредственным впрыском топлива. Благодаря интеллектуальной системе управления, переключение питания происходит в автоматическом режиме сразу после того как двигатель прогреется до необходимой температуры или, к примеру, после того как закончится газ или бензин. Это очень удобно, что с уверенностью могут подтвердить сотни автомобилистов, которые уже установили на свой автомобиль ГБО четвертого поколения.

Времена когда баллон от ГБО занимал весь багажник и часть салона давно прошли. В современных газобаллонных установках, резервуары для газа выполнены в форме запаски, что позволяет сэкономить место. Благодаря тороидальному баллону, а именно так правильно называется этот резервуар, объем багажника остается неизменным.

Долгое время самым главным аргументом "против" ГБО была — взрывоопасность. Случаи с взорвавшимся баллоном действительно были не единичны, однако те старые системы с обычными баллонами не имеют ничего общего с современным системами ГБО. Последние отличаются высокой степенью защиты от взрыва и позволяют безопасно эксплуатировать их на протяжении многих лет. Производителем такого ГБО предусмотрены даже ДТП, в случае аварии или утечке газа при любом повреждении системы трубопровода, клапан в считанные секунды перекроет газ, предотвращая возгорание и взрыв. Кроме того, клапан не позволяет перекачать газ в резервуар, то есть заправить сверх меры, он вовремя определяет, что баллон переполняется и перекрывает доступ.

Цена установки ГБО напрямую связана с типом двигателя автомобиля, а также типом и производителем самого ГБО. Кстати, установить газ — еще далеко не все, помимо документов о которых упоминалось выше, владельцу такого автомобиля придется время от времени производить его обслуживание. К примеру, через каждые 30 000 км необходимо производить детали, установленные на форсунках, каждые 20 000 км нужно менять фильтры грубой и тонкой очистки. Также необходимо менять газовый баллон, как правило производители рекомендуют это делать раз в десять лет.

При этом нельзя не отметить, что ресурс двигателя работающего на газу, увеличивается в полтора раза, а моторного масла — в два.

Взвесьте все вышеизложенные аргументы как "за" так и "против" и решите для себя стоит ли устанавливать ГБО на автомобиль.

autoposobie.ru

www.autoposobie.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
СайдбарКомментарии (0)