Перейти к контенту

Интегралка на генератор – Интегральный регулятор напряжения — ИЖ 2126, 1.7 л., 2003 года на DRIVE2

Назначение выводов генератора (и схемы генераторов) — DRIVE2

Устройство автомобильного генератора ссылка 1
Как проверить автомобильный генератор ссылка 2

Обозначения контактов автомобильного генератора. иногда очень нужно иметь под рукой такую табличку, а её нет 🙁

таблица

Скан в исходном размере: (если что обращайтесь- вышлю)
[IMG]s42.radikal.ru/i095/1501/88/b99bfd3976b8t.jpg[/IMG]

Электрические схемы автомобильных генераторных установок
Приводим примеры восьми наиболее распространенных схем автомобильных генераторных установок. На всех схемах под цифрами обозначены:
1 — генератор;
2 — обмотка возбуждения;
3 — обмотка статора;
4 — выпрямитель;
5 — выключатель;
6 — реле контрольной лампы;
7 — регулятор напряжения;
8 — контрольная лампа;
9 — помехоподавительный конденсатор;
10 — трансформаторно-выпрямительный блок;
11 — аккумуляторная батарея;
12 — стабилитрон защиты от всплесков напряжения;
13 — резистор.

Генераторные установки имеют различные обозначения выводов (обозначения немного разнятся с обозначениями на первой таблице):

— «плюс» силового выпрямителя: «+», В, 30, В+, ВАТ;

— «масса»: «-», D-, 31, В-, М, Е, GRD;

— вывод обмотки возбуждения: Ш, 67, DF, F, ЕХС, Е, FLD;

— вывод для соединения с
лампой контроля исправности
(обычно «плюс» дополнительного
выпрямителя, там, где он есть): D, D+, 61, L, WL, IND;

— вывод фазы: ~, W, R, STА;

— вывод нулевой точки
обмотки статора: 0 (ноль), МP;

— вывод регулятора напряжения
для подсоединения его в
бортовую сеть, обычно к
«+» аккумуляторной батареи: Б, 15, S;

— вывод регулятора напряжения
для питания его от выключателя
зажигания: IG;

— вывод регулятора напряжения
для соединения его с бортовым
компьютером: FR, F.

Различают два типа невзаимозаменяемых регуляторов напряжения — в одном типе (рис. 1) выходной коммутирующий элемент регулятора напряжения соединяет вывод обмотки возбуждения генератора с «+» бортовой сети, в другом типе (рис. 2, 3) — с «-» бортовой сети. Транзисторные регуляторы напряжения второго типа являются более распространенными.

Чтобы на стоянке аккумуляторная батарея не разря

www.drive2.ru

Генераторные установки с интегральными регуляторами напряжения

В настоящее время интегральные регуляторы напряжения (Я112А, ЯП2В, Я120АТ и ЯП2Б) широко используются на автомобильных и тракторных генераторах. В них часть элементов выполнены неразъемными по методу толстопленочной технологии на теплопроводящей кера­мической пластине (блок пассивных элементов—резисторы, проводники). Вторая часть (блок мощных активных элементов — бескор­пусные кремниевые транзисторы и диод выходного каскада) напаяна на высокотеплопроводную металлизированную керамическую под­ложку.

Блок пассивных элементов смонтирован на металлическом основании, служащем минусовым выводом схемы и теплоотводом мощных активных элементов. К контактным площадкам блока пассивных элементов припаяны выводы дискретных (отдельных) элементов схемы—конденсаторов, транзисторов — и блока мощных активных элементов. Схема регулятора закрыта пластмассовой крышкой для защиты от механических повреждений. Свободное простран­ство под крышкой заполнено герметизирующим топливоводостойким компаундом. Выводы ИРН (контактные площадки) изолированно закреплены на основании и обозначены на крышке буквами «В», «В», «Ш» на одних регуляторах и «В», «Ш», «Д», «С» на других. Схема не подлежит разборке и ремонту. Работа ИРН описана ниже.

Генераторная установка 15.3701 номинальной мощностью 1000 Вт напряжением 14 В используется на тракторах Т-150К, ДТ-75С и ком­байнах, имеющих потребители повышенной мощности. Установка создана на базе генератора Г309. Она представляет собой бескон­тактную индукторную пятифазную одноименнополюсную машину с односторонним электромагнитным возбуждением, встроенным ин­тегральным регулятором напряжения Я112Б, основным и дополни­тельным выпрямителями (блоком БПВ 12-100).

 

Рис. Генераторная установка 15.3701:
а — конструкция 1— крышка регулятора; 2 — регулятор напряжения; 3 — вы­прямитель; 4, 10 — подшипники; 5 — обмотка статора; 6 — пакет ротора; 7 — статор;8 — передняя крышка; 9 — обмотка возбуждения; 11 — шкив; 12 — втулка фланцевая, 13 — вентилятор генератора; 14—задняя крышка; 15 —вентилятор выпрямителя;
б — выпрямительный блок БПВ 12-100 с интегральным регулятором напряже­ния Я112Б; 1 — диод ВА-20 обратной полярности; 2—-диод ВА-20 прямой по­лярности; 3 — болт крепления теплоотвода; 4— диод дополнительного выпря­мителя; 5 — теплоотвод диодов прямой полярности; 6 — крышка выпрями­тельного блока; 7 — корпус ИРН конденсатора фильтра и двух резисторов; 8 — выводной болт «В»; 9 — резистор ППР; 10 — конденсатор; 11 — резистор подпитки обмотки возбуждения; 12 — ИPH; 13 — крышка корпуса ИРН; 14 — винт крепления ИРН; 15 — вывод «Д» дополнительного выпрямителя, 16 — ППР; 17 -— соединительная пластина диодов; 18 — корпус выпрямительного блока;

в — схема генераторной установки.

Схема генераторной установки 15.3701 с ИРН Я112Б приведена на рис. 4, в. Пять фазных выводов подве­дены от углов пятиугольника к основному двухполупериодному вы­прямителю. Три фазных вывода (от двух смежных и одного несмеж­ного углов) подведены к дополнительному однополупериодному вы­прямителю для питания обмотки возбуждения. Конденсатор фильтра в этой установке подключен выводом «+» к клемме «С», а вторым — к клемме «Ш» ИРН.

Схема интегрального регулятора напряжения Я112Б состоит из ряда функциональных каскадов. Измеритель напряжения (чувстви­тельный каскад) включает в себя стабилитрон Vст с входным дели­телем напряжения на резисторах Rl, R2, Rрег. Резистор Rрег служит для настройки регулятора на требуемый уровень напряжения. В ре­гулирующий каскад включены составной транзистор V3-V2, управля­емый транзистором VI, и резисторы Re, R4, R5. В схему регулятора подключены дополнительные элементы: резистор подпитки Rп (между клеммами «Б» и «Д»), улучшающий самовозбуждение генератора, конденсатор Сф, обеспечивающий работу генераторной установки без аккумуляторной батареи (сглаживает пульсацию выпрямительного напряжения), резистор Rup с переключателем посезонной регулировки ППР —для повышения уровня регулируемого напряжения на 0,8… 1,2 В при работе зимой.

Рис. Генераторная установка 17.3701: а — схема генераторной установки 17.3701; б — щеткодержатель с ИРН;  1 — ИРН; 2 — кожух; 3, 4 — контактные пластины щеток; 5 — щеткодержатель; 6 — контактная пластина вывода «Ш»; 7 — щетка.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Проверка интегральных регуляторов напряжения (ИРН)

Для проверки работоспособности ИРН 112А и 112Б нужен источник постоянного тока, позволяющий получать напряжение 12 и 16 В, и контрольная лампочка мощностью не более 1,5 Вт. В качестве источников тока можно использовать аккумуляторные батареи, но лучше регулируемый источник (пульсация не более 0,3 В).

Для проверки регуляторов Я112Б собирают схему по рисунку в:

  • «—» аккумуляторной батареи соединяют с теплоотводом ИРН,
  • «+» через переключатель напряжений S с клеммой «Б» или с клем­мой «В» (для регуляторов Я112А)
  • клемму «Ш» обоих типов регу­ляторов соединяют через контрольную лампу «+» 12-вольтного источника напряжения

При проверке Я112В надо дополнительно соединить выводы «Б» и «В».

Если регулятор исправен, то при установке переключателя напря­жения S в положение 12 В лампочка горит (выходной транзистор открыт), а в положении переключателя на 16 В — гаснет. Если в обоих случаях лампочка не горит то в выходной цепи регулятора обрыв, а если горит, пробит выходной транзистор.

При регулируемом источнике питания можно замерить напряже­ние, поддерживаемое ИРН. Показания вольтметра снимают при по­вышении напряжения источника от 12 В вверх в момент погасания лампы или при его понижении начиная с 15… 16 В в момент загора­ния лампы.

Проверка ИРН Я120 производится по схеме (рисунок в), но при этом используются аккумуляторные батареи на 24…32 В и контроль­ная лампочка на соответствующее напряжение. «+» батареи надо соединять с клеммой «В», а лампочку — с клеммой «Ш» и «+» бата­реи 24 В.

Чтобы убедиться, обеспечивает ли ИРН нормальное возбуждение генератора, надо измерить падение напряжения между клеммами «Ш» и «М». Величину падения напряжения в регуляторе можно про­верить по схеме, приведенной на рисунке г. К клемме «Б» («В») и «—» (корпус) подключают соответственно «+» и «—» аккумулятор­ной батареи 12 В (для Я120 нужна батарея 24 В). Клемму «Ш» ИРН соединяют через реостат (начальное сопротивление не менее 4 Ом) и амперметр с клеммой «+» батареи. Между клеммой «Ш» и тепло­отводом регулятора устанавливают вольтметр класса не ниже 1 со шкалой 3 В. Реостатом устанавливают ток 3 А, соответствующий максимальному току возбуждения, и вольтметром замеряют падение напряжения, которое должно находиться в пределах 1,1…1,7 В.

Падение напряжения в ИРН легко проверить на собранной уста­новке:

  • на генераторной установке 13.3701 надо снять защитную крыш­ку ИРН, соединить отрезком провода выводные клеммы «В» и «Д» генератора
  • включить «массу» аккумуляторной батареи на тракторе (или подключить батарею плюсовой клеммой к клемме «В», а мину­совой— к корпусу генератора)
  • подключить вольтметр между клеммой «Ш» и теплоотводом, снять падение напряжения по показаниям вольтметра

Рис. Схемы проверки:
в-работоспособности ИРН ; г- падения напряжения в ИРН

ustroistvo-avtomobilya.ru

Ремонт и Доработка» on DRIVE2

Вот такой генератор както презентовали по причине неработоспособности и невозможности со слов приятеля найти к нему диодный мост, в итоге он купил замену а старвольт валялся мертвым грузом.

Вобщем решил гену немного реанимировать, в хозяйстве пригодится.
Залез на сайт старвольта и глянул цены на диодные мосты и возникло желание также похоронить гену далеко в углу в завалах металлолома. Потом взгляд упал на белорусский 8и диодный мост и дальнейший план родился сам собой.

Основной затык у старвольтов это запаяный диодный мост и практически полное отсутствие таких диодов в свободной продаже. Собственно этот момент в свое время меня отпугнул от покупки такого гены, даже не представляю что делать гденить в ипинях в случае кончины диодного моста.
План доработки следующий.
Отпиливаем лапки к диодам в итоге на проводах у нас остается припаяное колечко.
Диодный мост тоже подвергаем небольшой доработке, спиливаем ухо минусовой подковы и втыкаем болт потолще.
Собираем втыкая шнивский регулятор и вуаля.
Что получаем в итоге. помимо смешной цены белорусского моста 400 рэ в отличии от старвольтовского(около 600 + доставка) имеем неплохую ремонтопригодность. белорусские диодники практически в любом газелевском магазине в наличии, замена диодника без перепайки в полевых условиях. При невозможности найти белорусский диодный мост можем воткнуть любой диодник вазовский с 6ю диодми. при этом вывод от центра звезды не используется и генератор не выдает свой максимум по току и по прикидкам дает максимум 90 ампер но в критической ситуации важнее работоспособность гены нежели заявленый максимум.

www.drive2.com

Дорабатываем интегральный регулятор — logbook IZh 2126 2003 on DRIVE2

Интегральный регулятор на необходимое напряжение

После того как проблема с перенапряжением была решена подводом отдельного питания на интегралку. Встал вопрос во включении ее каждый раз перед поездкой тумблером. Это очень не удобно да и забыть можно ее выключить — разряд аккумулятора, тем более в зимнее время будет обеспечен.

Решил я доработать ее так, что бы можно было выставлять необходимое мне напряжение заряда АКБ. Да и в зимнее время что бы можно было напряжение поставить чуть больше.

Опишу принцип работы интегралок Я112А и Я112В с модулированной схемой (упрощена до минимума что бы можно было разобраться с принципом даже не электронщикам).

Обмотка возбуждения в генераторе, питаясь от аккумулятора заставляет генерировать обмотки переменный ток. Чем быстрее вращается ротор, тем больше потенциал образуется на обмотках. При отключении обмотки возбуждения, обмотки статора перестают генерировать ток. В этом и заключается вся работа интегралки — подключать или отключать обмотку возбуждения ориентируясь на эталонное напряжение.

Главным элементом в интегралке является стабилитрон (в зависимости от схемы исполнения ставятся разные) он и является эталоном напряжения (не обязательно должен быть на предел напряжения обычно стоит на 5В)

Стабилитрон пробивается в обратном направлении при достижении на нем определенного потенциала.

Интегралка работает следующим образом:

Рис.1 — Принцип работы интегралки


Транзистор Т2 открыт, т.к. через резистор1кОм на его базу поступает сигнал, напряжение выдаваемое генератором составляет 12В. Напряжение на стабилитроне составляет 4.1В (стабилитрон не пропускает через себя ток). Через обмотку возбуждения протекает ток и таким образом заставляет работать обмотки статора.

Рис2. Отключение обмотки возбужения

При достижении напряжения в 16В на АКБ, на стабилитроне появляется потенциал больше 5В он пробивается и начинает пропускать через себя ток, который поступая на базу транзистора Т1 заставляет его открыться, открывшись Т1 шунтирует(закорачивает) резистор в 1кОм, и сигнала на базе Т2 уже не достаточно что бы держать транзистор Т2 в открытом состоянии, транзистор Т2 закрывается (не пропускает ток) в результате обмотка возбуждения оказывается отключенной от питания. Обмотки статора перестают генерировать и напряжение на АКБ падает.
После чего цикл повторяется.

Момент когда стабилитрон будет пробиваться регулируется делителем напряжения выполненном на 2х резисторах, т.е при каком напряжении на аккумуляторе на стабилитроне будет напряжение пробоя выставляется именно делителем. В этом и заключается вся доработка. Параллельно каждому резистору я впаял регулируемое резисторы на 5кОм и 100кОм — эти номиналы обусловлены тем что было без каких либо расчетов. В результате регулировку напряжения удалось сделать в пределах 12-18В. Схема приведена ниже Рис3. Фото самой интегралки будет позже.

Рис3. Схема доработки интегралки

www.drive2.com

Реле регулятор напряжения ВАЗ 2104-21099, ВАЗ 21214 со щеточным узлом, интегралка, генератор (372.3701-03,14В,73А) инжектор

Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке реле регулятора напряжения К1216ЕН1, в строке "Комментарий" указывайте артикул, напряжение и силу тока генератора, инжекторный или карбюраторный, модель вашего автомобиля, год выпуска.

 

         Генераторы на автомобилях ВАЗ – предназначены для преобразования механической энергии вращения коленчатого вала двигателя автомобиля в электрическую энергию. Автомобильный генератор используется для зарядки аккумуляторной батареи автомобиля, а так же для питания системы зажигания, фар и габаритных огней, бортового компьютера, аудиосистемы, системы вентиляции и отопления и других штатных электропотребителей.

 

         Регулятор напряжения (реле-регулятор) – преобразователи электрической энергии, позволяющие получить на выходе заданное напряжение; представляют собой электронные блоки из нескольких компонентов.

 

 

         Регулятор напряжения со щёточным узлом К1216ЕН1 с ЩДР предназначен для поддержания напряжения бортовой сети автомобиля в заданных пределах во всех режимах работы системы электрооборудования при изменении частоты вращения ротора генератора, электрической нагрузки, температуры окружающей среды.

 

         Данный регулятор напряжения используется совместно c выпрямительными ограничительными блоками в составе генераторов.

 

         С целью повышения надежности регулятора напряжения, в нём предусмотрена защита от короткого замыкания по цепи возбуждения. Регулятор напряжения имеет однокристальную конструкцию.

        Регулятор К1216ЕН1 с ЩДР устанавливается непосредственно на генераторе, где предусмотрена установка регуляторов, при помощи штатных крепежных элементов.

 

         Регуляторы выпускаются в климатическом исполнении О категории 2 по ГОСТ 15150. Регуляторы соответствуют требованиям к устойчивости при климатических воздействиях по ГОСТ 25467. Регуляторы соответствуют требованиям по электромагнитной совместимости ГОСТ 28751.

 

Технические характеристики регулятора напряжения со щёточным узлом К1216ЕН1 с ЩДР

- Диапазон рабочих температур,    - 50 …+125 ˚С;

- Напряжение регулирования с АкБ при t˚ = 25±10˚С и нагрузке генератора 5А,      14,1 ± 0,3 В;

- Максимальный ток выходной цепи,    5,0 А;

- Коэффициент термокомпенсации Uрег,   -7,0 ± 1,5 мВ/˚С;

Остаточное напряжение на выходе при токе 5А,  не более 0,8 В;

- Максимально допустимое длительное воздействие повышенного напряжения питания,    30 В;

- Максимально допустимые импульсные перенапряжения по ГОСТ 28751, В

тип импульсов - 5, степень жёсткости II, функциональный класс В;

- Пороговый ток защиты по цепи возбуждения,  6,0 … 10,0 А.

 

1 – генератор, 2 - регулятор напряжения; 3 - обмотка возбуждения генератора; 4 - обмотка статора; 5 - контрольная лампа; 6 - контакты замка зажигания; 7 - выпрямительный блок; 8 – конденсатор; 9 - аккумуляторная батарея.

С целью повышения надежности регулятора напряжения, в нём предусмотрен ряд защит от аварийных режимов: от короткого замыкания по цепи возбуждения, по цепи контрольной лампы, защиты от перенапряжений по входу регулятора напряжения.

         Генератор 2104-07 или 21045 КЗАТЭ 2107- 372.3701-03/05 на автомобили после 01.04.07г - генератор переменного тока 372.3701-03 со встроенным выпрямительным блоком и интегральным устройством, предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобилей ВАЗ-2104-07, автомобили после 01.04.07 года (инжектор), 21045, 2108-21099, и модификации работающих при температуре окружающей среды от минус 40 C°до плюс 45 C° и влажности до 90%. Номинальное напряжение, В 14. Максимальный выпрямленный ток, A 73

 

 

 а. — Регулятор напряжения и щеточный узел у генераторов выпуска с 1996 г..

1. — Крышка генератора со стороны контактных колец. 2. — Болт крепления выпрямительного блока. 3. — Контактные кольца. 4 – Шариковый подшипник вала ротора со стороны контактных колец. 5. — Конденсатор 2,2 мкФ ±20% для подавления радиопомех. 6. — Вал ротора. 7. — Провод общего вывода дополнительных диодов. 8. — Зажим «30» генератора для подключения потребителей. 9. — Штекер «61» генератора (общий вывод дополнительных диодов). 10. — Провод вывода «Б» регулятора напряжения. 11. — Щетка, соединенная с выводом «В» регулятора напряжения. 12. — Регулятор напряжения. 13. — Щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения. 14. — Шпилька для крепления генератора к натяжному устройству. 15. — Крышка генератора со стороны контактных колец. 16. — Крыльчатка вентилятора со шкивом привода генератора. 17. — Полюсный наконечник ротора. 18. — Шайбы крепления подшипника. 19. — Дистанционное кольцо. 20. — Шариковый подшипник вала ротора со стороны привода. 21. — Стальная втулка. 22. — Обмотка ротора (обмотка возбуждения). 23. — Сердечник статора. 24. — Обмотка статора. 25. — Выпрямительный блок. 26. — Стяжной болт генератора. 27. — Буферная втулка. 28. — Втулка. 29. — Поджимная втулка. 30. — Вывод «В» регулятора напряжения. 31. — Щеткодержатель.

 

Ротор и статор – составляющие электрической машины (в данном случае, генератора), где неподвижная часть называется статор, подвижная – ротор. Статор и ротор разделены воздушным зазором. Их активными частями являются обмотки и магнитопровод; все остальные части — конструктивные, обеспечивающие необходимую прочность, жёсткость, охлаждение, возможность вращения и т.п.

 

Щеточный узел – обеспечивает электрическое соединение цепи ротора с цепями, расположенными в неподвижной части машины; представляет собой два скользящих контакта.

 

Блок выпрямителей (диодный мост) – предназначены для преобразования («выпрямления») переменного тока в пульсирующий; представляют собой конструкцию из нескольких диодов.

         При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит).

         После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет).

Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.

 

Другие артикулы товара и его аналогов в каталогах: К1216ЕН1, 5102.3771.060.

ВАЗ-2104, ВАЗ -2105, ВАЗ -2107, ВАЗ -2108, ВАЗ - 2109, ВАЗ – 21099, ВАЗ 21214 с инжекторными двигателями, с генератором 372.3701-03 (или его модификациями).

 

Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема !

Как самостоятельно заменить интегралку в генераторе на автомобиле семейства ВАЗ 2104-21099, ВАЗ 21214.

С интернет – Магазином AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.

 

Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ !!!

Не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей, расположенных выше.


avtoazbuka.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
СайдбарКомментарии (0)