Перейти к контенту

Грм ремень или цепь что лучше – Цепь или ремень ГРМ — что лучше?

Ремень или цепь? Разбираемся, какие моторы надежнее

Сейчас даже девушки соображают в конструкциях моторов. Бывалые (той еще закалки) автомобилисты - они все знают, они над нами сейчас посмеются, мол, чего вы тут все как для «чайников» примитивно расписываете? Да только не обязаны все водители сейчас автослесарями быть, и руки марать не всем интересно. Но кое-что изучить было бы не вредно. Например, как понять, когда пора менять ремень или цепь газораспределения? И какие моторы надежнее - ременные или цепные?

Это касается газораспределительного механизма (см. Справку), но мы вас сейчас не пугать словами страшными собрались, а рассказать, на что обратить внимание при выборе машины. Ведь надежность современных авто хромает, капризные они стали и ко всему восприимчивые. Чуть что, вы попадаете на дорогостоящий ремонт.

РВЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ТОНКО

Вот по этой причине ваш отец (вместе с дедом) будут настаивать на покупке машины только с цепным мотором. Будто цепь хоть и загремит, но не порвется, а ремень резиновый, век его короток. Потому бывалые будут пугать загибанием клапанов.

Водитель это поймет сразу - движок попросту заклинит. На этом жизнь мотора прекратится, его придется разбирать, менять все эти загнутые клапаны, порвавшийся ремень, натягивающий его ролик и все прочее, что вдребезги разнесло при той моторной катастрофе. В рублях это - десятки тысяч. Уже страшно? Но ремень ведь не обязательно порвется, у него есть свой срок службы.

Что делать?

Своевременно проходить техобслуживание и вовремя менять ремень ГРМ. Ремень не спрятан внутри мотора, обычно он расположен снаружи, поэтому грамотный мастер определит его состояние. Ориентируйтесь на такие цифры: в иномарках ремень нужно менять через каждые 60-80 тысяч километров, в «нашемарках» - через 35-50 тысяч. Цифры примерные. А у автопроизводителей все это прописано четко. Некоторые «официалы» вам скажут, что ремень и 100 тысяч отходить сможет, но надо учитывать, что у нас тут для машин совсем не курортные места.

СКОВАННЫЕ ОДНОЙ

В цепных моторах вместо ремня ГРМ используется цепь, похожая на велосипедную. Только она не висит снаружи, как в велике, она спрятана внутри мотора. Казалось бы, сносу ей такой не будет. Но нет. Моторы сейчас пытаются сделать все легче и тоньше, чтобы меньше топлива поедали. Ту же цепь - ее попробуй проверни, если она толстенная и тяжелая. Вот и стали их делать тонкими, и начали они вытягиваться, железо ведь тоже хлипким быть может, если толщина как у консервной банки. А иногда и поставщики комплектующих халтуру сделают, тогда начинают греметь цепи уже через 20-30 тысяч километров.

Треск, цоканье, дребезжание - вот признаки того, что цепь растянулась или даже перескочила через зубья шестеренок. Мотор будет работать неровно, на панели загорится индикатор с изображением мотора (Check engine). Ездить с такими симптомами нельзя, мотор надо сразу глушить, машину цеплять на веревку или грузить на эвакуатор. И везти в мастерскую.

Бывает так, что цепь только-только поменяли, и вас отговаривают, говорят, проблема в другом месте. Но меняют все эти цепи, звездочки, натяжители и успокоители часто на китайское барахло, чтобы деньги сэкономить, но эти запчасти - полная дрянь. И болезнь возвращается.

Что делать?

Производитель будет утверждать, что цепь менять не нужно, она поставлена на весь срок жизни мотора. Но нужно послушать двигатель. В начале «болезни» цепь гремит в течение нескольких секунд сразу после холодного запуска. Мотор трещит, будто дизель на тракторе. Кустари-самоучки вам скажут, что надо залить масло погуще и дальше ездить, но это как кариес лечить полосканием, не поможет. Нужно отправлять машину на диагностику. И дальше решать, что будет дешевле - ремонтировать за 20-30 тысяч или сразу купить «контрактный» движок, снятый с другой машины. Замена зачастую обходится дешевле ремонта.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Андрей Севастьянов, руководитель гоночной команды и техцентра B-Tuning:

- Зубчатый ремень ГРМ закрыт лишь декоративной крышкой, поэтому подвержен дополнительному износу, на него попадают песок, вода, грязь. Даже крысы, которые забираются в подкапотное пространство. И это не мифы, мы видели такие моторы. При повышенной нагрузке ремень может немного растягиваться, а потом с эффектом хлыста сжиматься. С цепным механизмом легче получить хороший спортивный результат. Но в производстве двигатели с ремнем проще и дешевле, и автопроизводители массово пошли по пути сокращения себестоимости.

СПРАВКА

ГРМ - газораспределительный механизм двигателя. Он отвечает за подачу топлива и воздуха в мотор, для этого валы двигателя нужно соединить чем-то между собой, чтобы они вращались соответствующим образом. Раньше производители для этого использовали металлическую цепь, теперь все чаще резиновый ремень. Но если он рвется, то происходит загибание клапанов.

Клапан - железная штуковина, похожая на большой гвоздь с большой шляпкой. Она открывает и закрывает отверстия в камеру сгорания мотора. Если ремень ГРМ порвется, то цикл движения разных частей мотора нарушится, и поршень, который ходит туда-сюда внутри цилиндра, превратит эти клапаны в семейку бледных поганок. То есть те самые «гвозди» станут кривыми и ничего открывать или закрывать уже никогда не смогут.

На глазок вы эту болезнь диагностировать не сможете, тут потребуется механик или просто бывалый шофер, умеющий ориентироваться по меткам.

А теперь - смешное словечко, блеснув знанием которого вы сойдете за своего в любом гаражном кооперативе или в любой мастерской на задворках промзон. Можно сделать так, чтобы разрыв ремня ГРМ не привел к загибанию клапанов. Для этого нужен (внимание!) «безвтыковый» поршень. Он имеет специальное углубление в поверхности, которое и не даст поршню ударить по шляпкам (знатоки говорят - по тарелке) клапанов. Но мы вам об этом не ради красного словца говорим. Если кто-то из бывалых будет вас уговаривать поставить такие поршни, не соглашайтесь. Во-первых, они кустарные. Во-вторых, их установка ведет к падению мощности мотора и увеличенному расходу топлива. Лучше выполнить три рекомендации:

►Регулярно (хотя бы раз через каждые 5 тысяч км) осматривать ремень ГРМ самостоятельно или в мастерской.

►Не тяните с его заменой, когда время подошло, ставьте только фирменный и у проверенного мастера. Дешевые китайские ремни рвутся на раз.

►При покупке подержанной машины обязательно проверьте в мастерской, в каком состоянии ГРМ.

КТО ЕСТЬ КТО?

Цепные

Hyundai Solaris

KIA Rio

LADA 4x4

Renault Kaptur (114 л. с.)

Toyota RAV4

Ременные

Ford Focus

Volkswagen Polo (90 и 110 л. с.)

LADA Granta, Vesta

Renault Logan

Citroen C4 седан (115 л. с.)

AUTO.KP.RU в Facebook

Группа Auto.kp.ru в «Одноклассниках»

Присоединяйтесь к открытой группе ВКонтакте

А это наш АвтоТвиттер

www.crimea.kp.ru

Ремень или цепь? Разбираемся, какие моторы надежнее

Сейчас даже девушки соображают в конструкциях моторов. Бывалые (той еще закалки) автомобилисты - они все знают, они над нами сейчас посмеются, мол, чего вы тут все как для «чайников» примитивно расписываете? Да только не обязаны все водители сейчас автослесарями быть, и руки марать не всем интересно. Но кое-что изучить было бы не вредно. Например, как понять, когда пора менять ремень или цепь газораспределения? И какие моторы надежнее - ременные или цепные?

Это касается газораспределительного механизма (см. Справку), но мы вас сейчас не пугать словами страшными собрались, а рассказать, на что обратить внимание при выборе машины. Ведь надежность современных авто хромает, капризные они стали и ко всему восприимчивые. Чуть что, вы попадаете на дорогостоящий ремонт.

РВЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ТОНКО

Вот по этой причине ваш отец (вместе с дедом) будут настаивать на покупке машины только с цепным мотором. Будто цепь хоть и загремит, но не порвется, а ремень резиновый, век его короток. Потому бывалые будут пугать загибанием клапанов.

Водитель это поймет сразу - движок попросту заклинит. На этом жизнь мотора прекратится, его придется разбирать, менять все эти загнутые клапаны, порвавшийся ремень, натягивающий его ролик и все прочее, что вдребезги разнесло при той моторной катастрофе. В рублях это - десятки тысяч. Уже страшно? Но ремень ведь не обязательно порвется, у него есть свой срок службы.

Что делать?

Своевременно проходить техобслуживание и вовремя менять ремень ГРМ. Ремень не спрятан внутри мотора, обычно он расположен снаружи, поэтому грамотный мастер определит его состояние. Ориентируйтесь на такие цифры: в иномарках ремень нужно менять через каждые 60-80 тысяч километров, в «нашемарках» - через 35-50 тысяч. Цифры примерные. А у автопроизводителей все это прописано четко. Некоторые «официалы» вам скажут, что ремень и 100 тысяч отходить сможет, но надо учитывать, что у нас тут для машин совсем не курортные места.

СКОВАННЫЕ ОДНОЙ

В цепных моторах вместо ремня ГРМ используется цепь, похожая на велосипедную. Только она не висит снаружи, как в велике, она спрятана внутри мотора. Казалось бы, сносу ей такой не будет. Но нет. Моторы сейчас пытаются сделать все легче и тоньше, чтобы меньше топлива поедали. Ту же цепь - ее попробуй проверни, если она толстенная и тяжелая. Вот и стали их делать тонкими, и начали они вытягиваться, железо ведь тоже хлипким быть может, если толщина как у консервной банки. А иногда и поставщики комплектующих халтуру сделают, тогда начинают греметь цепи уже через 20-30 тысяч километров.

Треск, цоканье, дребезжание - вот признаки того, что цепь растянулась или даже перескочила через зубья шестеренок. Мотор будет работать неровно, на панели загорится индикатор с изображением мотора (Check engine). Ездить с такими симптомами нельзя, мотор надо сразу глушить, машину цеплять на веревку или грузить на эвакуатор. И везти в мастерскую.

Бывает так, что цепь только-только поменяли, и вас отговаривают, говорят, проблема в другом месте. Но меняют все эти цепи, звездочки, натяжители и успокоители часто на китайское барахло, чтобы деньги сэкономить, но эти запчасти - полная дрянь. И болезнь возвращается.

Что делать?

Производитель будет утверждать, что цепь менять не нужно, она поставлена на весь срок жизни мотора. Но нужно послушать двигатель. В начале «болезни» цепь гремит в течение нескольких секунд сразу после холодного запуска. Мотор трещит, будто дизель на тракторе. Кустари-самоучки вам скажут, что надо залить масло погуще и дальше ездить, но это как кариес лечить полосканием, не поможет. Нужно отправлять машину на диагностику. И дальше решать, что будет дешевле - ремонтировать за 20-30 тысяч или сразу купить «контрактный» движок, снятый с другой машины. Замена зачастую обходится дешевле ремонта.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Андрей Севастьянов, руководитель гоночной команды и техцентра B-Tuning:

- Зубчатый ремень ГРМ закрыт лишь декоративной крышкой, поэтому подвержен дополнительному износу, на него попадают песок, вода, грязь. Даже крысы, которые забираются в подкапотное пространство. И это не мифы, мы видели такие моторы. При повышенной нагрузке ремень может немного растягиваться, а потом с эффектом хлыста сжиматься. С цепным механизмом легче получить хороший спортивный результат. Но в производстве двигатели с ремнем проще и дешевле, и автопроизводители массово пошли по пути сокращения себестоимости.

СПРАВКА

ГРМ - газораспределительный механизм двигателя. Он отвечает за подачу топлива и воздуха в мотор, для этого валы двигателя нужно соединить чем-то между собой, чтобы они вращались соответствующим образом. Раньше производители для этого использовали металлическую цепь, теперь все чаще резиновый ремень. Но если он рвется, то происходит загибание клапанов.

Клапан - железная штуковина, похожая на большой гвоздь с большой шляпкой. Она открывает и закрывает отверстия в камеру сгорания мотора. Если ремень ГРМ порвется, то цикл движения разных частей мотора нарушится, и поршень, который ходит туда-сюда внутри цилиндра, превратит эти клапаны в семейку бледных поганок. То есть те самые «гвозди» станут кривыми и ничего открывать или закрывать уже никогда не смогут.

На глазок вы эту болезнь диагностировать не сможете, тут потребуется механик или просто бывалый шофер, умеющий ориентироваться по меткам.

А теперь - смешное словечко, блеснув знанием которого вы сойдете за своего в любом гаражном кооперативе или в любой мастерской на задворках промзон. Можно сделать так, чтобы разрыв ремня ГРМ не привел к загибанию клапанов. Для этого нужен (внимание!)

«безвтыковый» поршень. Он имеет специальное углубление в поверхности, которое и не даст поршню ударить по шляпкам (знатоки говорят - по тарелке) клапанов. Но мы вам об этом не ради красного словца говорим. Если кто-то из бывалых будет вас уговаривать поставить такие поршни, не соглашайтесь. Во-первых, они кустарные. Во-вторых, их установка ведет к падению мощности мотора и увеличенному расходу топлива. Лучше выполнить три рекомендации:

►Регулярно (хотя бы раз через каждые 5 тысяч км) осматривать ремень ГРМ самостоятельно или в мастерской.

►Не тяните с его заменой, когда время подошло, ставьте только фирменный и у проверенного мастера. Дешевые китайские ремни рвутся на раз.

►При покупке подержанной машины обязательно проверьте в мастерской, в каком состоянии ГРМ.

КТО ЕСТЬ КТО?

Цепные

Hyundai Solaris

KIA Rio

LADA 4x4

Renault Kaptur (114 л. с.)

Toyota RAV4

Ременные

Ford Focus

Volkswagen Polo (90 и 110 л. с.)

LADA Granta, Vesta

Renault Logan

Citroen C4 седан (115 л. с.)

AUTO.KP.RU в Facebook

Группа Auto.kp.ru в «Одноклассниках»

Присоединяйтесь к открытой группе ВКонтакте

А это наш АвтоТвиттер

www.kp.ru

Что лучше: ремень или цепь? - журнал "АБС-авто"

Соревнованию между ремнем и цепью за место под солнцем едва ли не менее сотни лет. В какую сторону сегодня движется каждый из этих участников автомобильного рынка, или они оба идут вместе – рука об руку – в одном направлении? За ответами на эти и близкие к теме вопросы редакция обратилась к Александру Сосновскому, техническому консультанту ООО «Фердинанд Бильштайн Рус».

– Недавно казалось, что ремни приводов ГРМ совсем скоро вытеснят цепи. Но этого, по крайней мере пока, не произошло. В связи с чем вопрос: а есть ли преимущества у цепного привода ГРМ перед ременным?

– На текущий момент наиболее популярными механизмами привода ГРМ являются цепной привод и ременный. Как и все в нашей жизни, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Многие автопроизводители отдают предпочтение цепному приводу, который имеет более длительный срок службы, компактен и способен работать под большими нагрузками. Эти качества позволяют снижать затраты потребителя на техническое обслуживание и ремонт автомобиля, так как цепи не нуждаются в уходе и рассчитаны на длительный срок эксплуатации. Но к их недостаткам следует отнести: высокую шумность, большие временные затраты при ремонте и значительный вес. Известно, что в процессе эксплуатации, цепь ГРМ удлиняется. Это сопровождается различными симптомами, которые свидетельствуют о необходимости диагностики двигателя.

С ремнем ситуация другая: если он установлен на автомобиле правильно, его работа практически бесшумна и никакими сигналами о неблагополучии ремня не проявляется. Но в критический момент износа ремень может просто порваться, и это приведет двигатель к тяжелым последствиям. Национальный менталитет россиянина очень противится всякой работе по обслуживанию чего бы то ни было, включая, конечно, и контроль за состоянием ремня ГРМ своего автомобиля. Если согласиться с этим, то цепной привод для автовладельца РФ более предпочтителен.

– В каком направлении сегодня развиваются конструкции приводов ГРМ? Какие создаются новые технологии или материалы?

– Все цепи ГРМ можно разделить на три вида: втулочная, роликовая и зубчатая. Втулочные и роликовые цепи обладают хорошей износостойкостью и низким трением, они могут быть как однорядными, так и двухрядными. Выбор применяемого типа цепного привода зависит от технических и конструктивных особенностей автомобиля. Развитие автомобилестроения приводит к повышению требований к цепному приводу ГРМ. Улучшается износостойкость цепи за счет применения высоколегированных сталей и высококачественных покрытий. Благодаря этим улучшениям появилась возможность применять цепи ГРМ с маловязкими маслами, которые все чаще используются в современных двигателях. Применение современных видов пластмасс в направляющих планках и успокоителях позволило снизить трение и оптимизировать конфигурацию привода ГРМ. Для уменьшения уровня шума и увеличения динамических характеристик были разработаны цепи с обкатным механизмом. Для этого используются пластины определенной формы, которые снижают эффект излома цепи и обеспечивают более плавный ход привода.

– Каковы перспективы цепного привода?

– На сегодняшний день цепь является приводом не только ГРМ, но и вспомогательных агрегатов, таких как масляный насос, водяная помпа, ТНВД, вакуумный насос и др. С появлением новых конструктивных решений нагрузка на цепной привод будет только увеличиваться. Сложно глобально предсказывать будущее развитие автомобилестроения, но то, что использование цепи в качестве привода ГРМ будет актуально еще многие и многие годы, факт абсолютно бесспорный.

– Цепи часто представляют вечными компонентами, но ведь они растягиваются, теряют свойства?

– Цепь привода ГРМ является компонентом, рассчитанным на длительный период работы, но и она, конечно же, подвержена износу. Во время эксплуатации она удлиняется. Это сказывается на работе двигателя и сопровождается различными симптомами, такими как шум при запуске двигателя и его работе, появление ошибки на панели приборов, затрудненный пуск, снижение мощности и повышение выбросов отработанных газов. Появление таких симптомов является весомым поводом обратиться на СТО для диагностики.

– Как диагностируется состояние цепного привода?

– В большинстве современных двигателей растяжение цепи снимается датчиками положения коленчатого и распределительного валов и фиксируется блоком управления. Для проверки этих показаний используются различные методы диагностики. В зависимости от конструкции двигателя, где-то достаточно снять заглушку и посмотреть положение натяжителя, где-то необходим разбор двигателя с использованием специнструмента. При растяжении цепи происходит увеличение межзубчатого расстояния, что приводит к износу звездочек и изменению положения натяжителя. Пластмасса, используемая в планках успокоителя и натяжителя, со временем теряет свои свойства и становится более хрупкой. Применение некачественного масла и несвоевременная его замена ускоряют этот процесс и приводят к дополнительному износу всех деталей приводов. Поэтому, чтобы исключить рекламацию, необходимо проверять не только цепь ГРМ, но и все смежные компоненты, вовлеченные в процесс газораспределения.

– Каковы основные причины износа и выхода из строя цепи или всего привода?

– Для правильной работы цепного привода ГРМ необходимо обеспечить смазывание всех его элементов. В стандартных двигателях масло попадает на цепь из масляного поддона, а в более сложных конструкциях могут использоваться специальные масляные форсунки, которые обеспечивают равномерную подачу масла на цепной привод. И от того, какого качества моторное масло и как своевременно его меняют, зависит срок службы цепного привода. Применение некачественного масла приводит не только к повышению трения в элементах цепи, но и к изменению структуры пластмассы. Она становится хрупкой и теряет износостойкость. Езда на короткие дистанции также ухудшает свойства масла, так ка к двигатель не успевает выходить на рабочую температуру. В результате конденсат и топливо, присутствующие в масле, не выпариваются, а это приводит к преждевременному износу сопряженных деталей. Использование некачественного топлива только усугубляет ситуацию. Стоит отметить, что зачастую преждевременное растяжение цепи является следствием других неисправностей, поэтому в процессе диагностики стоит обращать внимание и на состояние масла, и на работу других элементов двигателя.

– Чем чревато растяжение цепи?

– Цепь ГРМ необходима для синхронизации вращения коленчатого и распределительного валов. А если в двигателе предусмотрены другие элементы, такие как ТНВД, балансирный вал, вакуумный насос и др., то они тоже должны быть синхронизированы. Растяжение цепи приводит к нарушению синхронизации этих элементов и, соответственно, к нарушению их работы. Результатом этого становится неравномерная работа двигателя, повышенный расход топлива и потеря мощности. При очень сильном растяжении цепи ГРМ хода натяжителя может не хватить для обеспечения нужного натяжения. В результате цепь может перескочить несколько зубьев шестерни и привести к соударению клапанов с поршнем. Подобная ситуация в разы увеличивает стоимость ремонта двигателя, вплоть до его замены.

– Способы и методы ремонта?

– Процедура замены цепи ГРМ на разных моторах может существенно отличаться. Это зависит от конструктивных особенностей двигателя и типа применяемой цепи. Перед заменой цепи ГРМ необходимо выставить метки распределительного вала, коленчатого вала и других вспомогательных элементов в нужное положение, иногда для этого необходим специнструмент. Существуют полуавтоматические натяжители, которые после установки необходимо определенным образом «взвести», чтобы обеспечить нужное натяжение цепи. Неквалифицированный «взвод» натяжителя может привести к увеличению усилия натяжения, что может привести к обрыву цепи и повреждению сопутствующих компонентов двигателя. В некоторых автомобилях применяются так называемые открытые цепи. При установке таких цепей может потребоваться инструмент для клепки.

– Какой специальный инструмент и уровень подготовки механика требуются для такой работы?

– Замена цепи ГРМ на современном автомобиле – достаточно сложная операция, требующая не только квалифицированных специалистов, но и наличия специнструмента со всеми приспособлениями. К примеру, на двигателе VW V6-TDI 3.0 цепная передача расположена со стороны маховика. Такая компоновочная схема реализована производителем для повышения компактности двигателя, но вот ремонтопригодность она ухудшает. Пример: при замене данного цепного привода необходим демонтаж двигателя с частичной его разборкой. В условиях дилерского центра работа занимает порядка 20 нормо-часов!

– Основные ошибки, допускаемые механиками в процессе ремонта... Как не допустить или исправить такие ошибки?

– Основные ошибки при замене цепного привода ГРМ возникают из-за недостатка информации или отсутствия специнструмента. При замене компонентов ГРМ следует руководствоваться рекомендациями автопроизводителя, проверять износ всех сопутствующих деталей и не использовать повторно детали разового монтажа. Использование изношенных деталей цепного привода может привести к уменьшению срока службы цепи, посторонним шумам и к непредвиденным поломкам. После замены цепи ГРМ обязательно нужно прокрутить двигатель вручную. Благодаря этой простой процедуре можно убедиться, что цепь установлена правильно и исключено соударение клапанов с поршнем.

SWAG is a bilstein group brand

www.swag.de, [email protected]

Слушал и подготовил Андрей Шершавин

abs-magazine.ru

Пока нет комментариев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

СайдбарКомментарии (0)