Перейти к контенту

Как работает датчик положения дроссельной заслонки – что это такое и как работает?

Содержание

что это такое и как работает?

ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки, англ. Throttle Position Sensor, TPS) — специальный потенциометр, который определяет положение дроссельной заслонки и фиксирует изменения положения после нажатия водителем на педаль акселератора. Указанный датчик является составным компонентом электронной системы управления двигателем (ЭСУД) и служит для передачи соответствующего сигнала на ЭБУ в совокупности с другими датчиками (ДМРВ, ДПКВ, ДД, РХХ и т.д).

Другими словами, электронный блок управления двигателем непрерывно получает от ДПДЗ информацию о положении заслонки на основании изменения выходного напряжения датчика, а также определяет скорость изменения положения дроссельной заслонки при нажатии на педаль газа, что позволяет учитывать интенсивность нажатия на акселератор. Данная особенность позволяет активировать режим «кик-даун» для интенсивного разгона.

Датчики положения дроссельной заслонки бывают двух типов:

  • пленочно-резистивный ДПДЗ;
  • бесконтактный ДПДЗ;

Пленочно-резистивные датчики конструктивно имеют особые резистивные контактные дорожки. Что касается бесконтактного датчика дроссельной заслонки, решение основано на магнитно-резистивном эффекте. Отметим, что бесконтактные ДПДЗ реже выходят из строя и служат заметно дольше пленочно-резистивных аналогов, при этом стоимость бесконтактных датчиков намного выше. На отечественных авто, а также на моделях иностранного производства начального и среднего классов зачастую установлены более дешевые пленочно-резистивные датчики.

Датчик положения дроссельной заслонки зачастую располагается на патрубке дроссельного узла. ДПДЗ жестко соединяется с осью самой заслонки. Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки основывается на постоянном изменении напряжения на выходе датчика, что позволяет ЭБУ получать информацию об изменении угла положения заслонки и динамично корректировать подачу топлива в двигатель в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки.

Давайте рассмотрим, как работает ДПДЗ на примере датчика пленочно-резистивного типа, который ставится на отечественную «десятку» ВАЗ. В то время, пока дроссельная заслонка находится в закрытом положении, напряжение на выходе ДПДЗ не превышает отметки в 0.7 В. Если нажать на педаль газа, тогда ось дроссельной заслонки осуществляет поворот ползуна датчика заслонки на определенный угол. В результате открытие заслонки вызовет изменение сопротивления на резистивных дорожках датчика, что  приведет к повышению напряжения на выходе ДПДЗ. Если выжать газ полностью, выходное напряжение ДПДЗ повысится до отметки 4В.

Отметим, что ДПДЗ активно участвует в процессе топливоподачи, так как на основании его показаний осуществляется точное дозирование топлива ЭБУ на разных режимах работы ДВС. От правильной работы датчика положения дроссельной заслонки также напрямую зависит «приемистость», экономичность и экологичность мотора. Неисправности ДПДЗ приводят к тому, что датчик передает на блок управления неправильные значения или сигнал от датчика положения дроссельной заслонки вовсе не поступает в контроллер. Результатом становится появление серьезных сбоев в работе двигателя.

Основные признаки и симптомы неисправностей ДПДЗ:

  • наблюдается падение мощности;
  • ухудшается отклик на нажатие педали газа;
  • увеличивается расход топлива;
  • двигатель может неустойчиво работать на холостых и под нагрузкой;
  • силовой агрегат может глохнуть в режиме холостого хода, обороты ХХ могут плавать или быть повышенными;
  • во время резкого нажатия на педаль газа машина может разгоняться рывками;
  • в отдельных случаях возникают сильные провалы после нажатия на газ, на приборной панели загорается «check», что может указать на наличие проблем с ДПДЗ;

Главными причинами поломки контактных ДПДЗ являются:

  1. истирание специального напыления основы в начале хода ползуна. Без напыления напряжение выходного сигнала не может повышаться линейно.
  2. еще одной возможной неисправностью датчика положения дроссельной заслонки является выход из строя подвижного сердечника. Поломка 1 из наконечников приводит к появлению задиров на подложке, затем отказывают оставшиеся наконечники. Итогом становится то, что контакт между резистивным слоем и ползуном исчезает.

Теперь давайте посмотрим, как быстро проверить ДПДЗ своими руками на примере автомобиля ВАЗ 2110. Для диагностики датчика положения дроссельной заслонки понадобится мультиметр, который переводится в режим вольтметра. После этого нужно вставить ключ в замок и включить зажигание. Мультиметром осуществляется проверка напряжения между отрицательным выходом и контактом ползуна датчика.  Измерительный прибор не должен показывать напряжение выше отметки 0.7 В. Далее понадобится  полностью открыть заслонку, после чего напряжение замеряется повторно. Мультиметр должен показать не менее 4В. Параллельно в процессе замеров следует несколько раз приоткрыть заслонку не полностью (на разный угол), обращая внимание на плавность изменения показаний вольтметра.

Если заметны отклонения от нормальных показаний, а также стрелка движется рывками или с явными задержками, тогда очевидна неисправность ДПДЗ.  Для завершения проверки можно также снять разъем с датчика и проверить сопротивление контакта ползуна.

Добавим, что ДПДЗ является устройством, ремонт которого зачастую нецелесообразен. Более того, попытки отремонтировать датчик положения дроссельной заслонки могут привести к сбоям в работе мотора, которые влияют на безопасность эксплуатации ТС.

Читайте также

krutimotor.ru

Что такое датчик положения дроссельной заслонки?

Для автомобилистов одной из важных характеристик транспортного средства является расход топлива. На количество топливно-воздушной смеси, которое поступает в камеры сгорания, а если точнее, на количество воздуха в смеси напрямую влияет работа дроссельной заслонки. ДЗ – располагается под капотом между воздушным фильтром и впускным коллектором ДВС с впрыском топлива. В начале 21 века на автомобили с электронным управлением впрыска начали устанавливать датчик положения дроссельной заслонки, с целью установления точной дозировки смеси и оптимизации расхода относительно положения педали акселератора.

Что такое датчик положения дроссельной заслонки, принцип его работы, конструкция?

Работа дроссельной заслонки ориентируется на регулировку давления воздуха во впускной системе. Основываясь на принципе работы клапана, во время того как заслонка открыта – давление в системе сравнимо с атмосферным, после закрытия – в системе образуется вакуум.

Датчик положения дроссельной заслонки устанавливается в системе питания на оси заслонки и регулирует скорость ее работы. Если рассматривать конструкцию датчика, можно сказать, что это потенциометр, который управляет изменениями напряжения. Прибор относится к резистивным и в его устройстве находится активный ползунок; имеет три вывода: подача напряжения, масса и управление двигателем.

Во время того, как дроссельная заслонка находится в закрытом положении напряжение датчике минимально. Увеличение напряжение происходит пропорционально открытию заслонки, и в крайней позиции достигает порядка 5В. Блок управления двигателем, основываясь на полученных данных датчика, способен дать оценку движениям дроссельной заслонки и, при необходимости, изменяет характер ее работы, изменяя впоследствии момент и количество топливно-воздушной смеси, зажигание.

В некоторых случаях вместо потенциометра устанавливают магнитно-резистивный датчик, который состоит из статичного магнита (размещается на вале заслонки), элемента с электронной чувствительностью из магниторезистивного материала. Считается бесконтактным, поскольку отсутствует механическая связь. Работа бесконтактного датчика основана на магнитных волнах при повороте оси заслонки с изменением сопротивления.

Типы датчиков положения ДЗ

На сегодняшний день автомобильная промышленность представляет два типа датчиков:

  • Контактный потенциометр. Используется всеми производителями транспортных средств. В конструкции имеет ползунок и резистивные дорожки. Жестко крепится на патрубке дросселя и соединяется с осью. Работает на основе динамики напряжения, что способствует коррекции ЭБУ подачи топлива. При давлении на акселератор дроссель открывается, что разворачивает ось и перемещает ползунок, изменяя протяжность резистивных дорожек электрической цепочки.
  • Бесконтактный. Производится как альтернативный вариант потенциометра. Работает на основе динамического изменения влияния магнитного поля. Бегунок не контактирует с рабочей частью, поскольку имеет постоянный магнит. На изменения реагирует электронный элемент. Считается, что такие датчики более долговечны и реже ломаются. Однако стоит учесть, что и стоят они на порядок выше.

Считается, что магниторезистивные датчики более долговечны и реже ломаются. Однако стоит учесть, что и стоят они на порядок выше.

Виды неисправностей ДПДЗ

Проблемы работы датчика дросселя связаны с его конструкторским устройством, и в целом характерны для большей части переменных резисторов. Автолюбители выделяют три основные проблемы:

  1. Износ подвижного контакта или пленочного сопротивления.
  2. Люфт креплений.
  3. Окисление активных контактов.

В процессе работы подвижного контакта и взаимодействии с пленочным сопротивлением возникает постоянное трение, которое при длительном воздействии изнашивает как резистивный слой, так и непосредственно поверхность активного контакта. Практика показывает, что степень износа напрямую зависит от стиля вождения и проявляется крайне неравномерно. Из-за этого только в некоторых местах образуются места, где активный контакт не достает до резистивного слоя, провоцируя исчезновение напряжения на выводе датчика положения дросселя.

В таком случае в старых инжекторных транспортных средствах снижается подача топлива и повышается риск детонации двигателя. В современных инжекторных ДВС система блокирует работу силового узла и активирует индикатор «check engine».

Окисление рабочих контактов возникает исключительно при условии повышенной влажности под капотом. В итоге сопротивление может повыситься, а электрический контакт полностью разорваться.

Причины и признаки поломок датчика

Определить неисправную работу датчика дросселя можно по нескольким «симптомам»:

  1. Падение общей мощности ТС;
  2. Увеличенный расход топлива;
  3. Поздний отклик после нажатия на педаль газа;
  4. Неустойчивая работа холостого хода;
  5. Разгон сопровождается резкими рывками.

Подобные признаки могут наблюдаться и при поломках некоторых других элементов подкапотного пространства, поэтому перед началом мер по исправлению проблемы необходимо произвести проверку работы ДПДЗ. В целом причин поломок датчика дросселя несколько:

  • Деформация напыления основы в начале работы активного ползунка, из-за чего напряжение выхода не может линейно расти;
  • Неисправность сердечника. Поломка хотя бы одного наконечника провоцирует образование задиров и зазубрин на основе подложки, что приводит к выходу из строя оставшихся наконечников. В результате – контакт полностью исчезает.

Провалы автомобиля при работе на 1–3 передачах могут свидетельствовать о неправильной адаптации дроссельной заслонки или некачественном датчике. Неоригинальные устройства очень зависимы от температуры. Тогда, чем больше корпус подвергается нагреванию, тем чаще меняется выходной показатель.

Диагностика работы ДПДЗ

Диагностировать работу датчика и дросселя можно собственными силами. Для этого необходимо под капотом создать легкий доступ к устройству (по большому счету, достаточно снять воздуховоды фильтра с патрубка и убрать шланги вентиляции).

После этого необходимо разъединить контактные провода датчика положения дроссельной заслонки, обнажив три основных контакта (обязательно понимать какой контакт за что отвечает). Далее заводим двигатель и подсоединяем положительную клемму мультиметра к питанию, а отрицательную к массе. После включения тестера и проведения замеров, показатель должен варьироваться от 4 до 6 Вольт.

После выключения зажигания измерения проводят, переключив мультиметр для измерения сопротивления. Тесты проводятся при закрытой заслонке, чтобы получить достоверные данные о сопротивлении между массой и сигналами для ЭБУ. Нормой считаются данные 0,8–1,2 кОм. Подобный тест необходимо повторить при открытом дросселе (норма данных 2,3–2,7 кОм).

Если полученные данные отличаются от диагностической нормы, можно смело делать вывод о неисправности и потребности в замене датчика. Некоторые автомобили имеют собственный эталон показателей. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте компании производителя, на форумах или в техническом руководстве ТС.

Замена датчика положения дросселя и регулировка нового устройства

В большинстве случаев заменить датчик достаточно просто и можно обойтись своими силами. Вся процедура состоит из трех основных частей: демонтаж старого неисправного устройства, установка нового ДПДЗ, сброс ошибки из памяти ЭБУ. В некоторых случаях потребуется произвести регулировку нового девайса.

Действия необходимо проводить при выключенном зажигании, при обесточенном датчике. Раскручиваем два винта крепления, и снимаем разъем с устройства. Ура, старый датчик снят.

Для установки нового датчика необходимо осторожно соединить торец оси дросселя с посадочным местом устройства. Отверстия должны быть совмещены во время поворота устройства по кругу. Далее необходимо вкрутить винты крепления и закрепить разъем.

Чтобы правильно сбросить ошибку из контроллера ЭБУ необходимо оставить отключенные клеммы от аккумулятора не менее чем на 8 часов. Приблизительно за такой срок память контроллера должна обнулиться. Самым надежным вариантом, если первый способ не помог, будет обратиться в сервис, где при помощи мотортестера проблема будет исправлена. С другой стороны, можно рискнуть продолжить использовать транспортное средство в «щадящем режиме», уповая на то, что рано или поздно ЭБУ самостоятельно сбросит ошибку.

Регулировка нового датчика положения дросселя

В большинстве случаев, современные датчики необходимо настроить после установки в автомобиль. Для этого после монтажа следует полностью закрыть заслонку и подключить щупы мультиметра к массе и выходу ДПДЗ. Устройство должно находиться в режиме вольтметра, и подключаться относительно полярности. Далее датчик поворачивается так, чтобы тестер показал минимальное напряжение. В подобном положении датчик необходимо плотно закрепить.

Иногда, после этого можно заметить завышенные холостые обороты. В подобном случае требуется провести «обучение» ЭБУ новым настройкам датчика. Для этого на 20–25 минут сбрасываются клеммы с аккумулятора, и устанавливаются обратно только при закрытой дроссельной заслонке. Далее на несколько секунд включается зажигание, но не заводится двигатель. Спустя 15–20 секунд работы зажигания его можно выключить. Процедуру необходимо повторить по второму кругу. За это время контроллер ЭБУ успеет сохранить новые параметры датчика.

Подробно обзнакомиться с проблемой и способами ее устранения можно на видео в сети:

Главное, при замене датчика положения дросселя использовать исключительно оригинальные устройства хорошего качества. Предметы низшей пробы могут поддаваться воздействию температуры и искажать данные.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

pricurivatel.ru

Датчик положения дроссельной заслонки | АВТОСТУК.РУ

Если обнаружилось, что мотор машины начал глохнуть, обороты плавают, стабильности в работе нет, то, может быть, причиной этого является выход из строя датчика положения дроссельной заслонки или сокращенно ДПДЗ. Он устанавливается рядом с двигателем.

Содержание статьи:

  1. Для чего нужен датчик положения дроссельной заслонки?
  2. Признаки неисправности датчика.
  3. Как проверить работу ДПДЗ?
  4. Причины поломки.
  5. Как правильно выбрать датчик: советы.
  6. Видео.

 

Для чего нужен датчик положения ДЗ

Датчик положения дросселя — это электронное устройство, которое передает информацию о положении пропускного клапана в определенный период на электронный блок управления (ЭБУ) ДВС автомобиля. Датчик этот включает в себя постоянный и переменный резистор.

Общее сопротивление в датчике равняется около 8 Ом. Устройство дроссельного датчика состоит из трех контактов. На 1 и 2 контакты подается напряжения около 5 Вольт (В), а третий контакт является сигнальным, который связан с контроллером.

Датчик положения устанавливают на корпусе дросселя. Датчик считывает, когда дроссель открывается, а когда закрывается.

Изменение сопротивления ДПДЗ зависит от:
  • если дроссель полностью находится в открытом положении, то на третьем сигнальном контакте будет максимальное напряжение — 4 В;
  • если дроссель полностью находится в закрытом положении, то на третьем сигнальном контакте будет минимальное напряжение — до 0,7 В.

Контроллер регулирует напряжение при его изменение. Из-за этого происходит и регулировка объема подаваемого топлива в двигатель авто.

Если напряжение дросселя выходит за пределы, то движок будет работать как попало, то на больших оборотах, то глохнуть.

Кроме этого, если датчик положения дросселя сломается, то и коробка переключения передач (КПП) работает не стабильно.

КПП — это второй узел после двигателя, который трудоемко и дорого ремонтируется, поэтому при появлении признаком неисправностей датчика дросселя, не рекомендуется эксплуатировать автомобиль, а как можно скорее заменить его.

Рекомендую к изучению этой статьи: неисправности датчика положения распредвала. Также, не менее полезна и интересна статья: Как проверить датчик скорости.

 

Главные признаки неисправности дроссельного датчика

На частичную или полную поломку этого устройства указывают следующие признаки:

  1. На холосто ходу (ХХ) обороты всегда непостоянны. Мотор само по себе, то разгоняется, то чуть ли не глохнет.
  2. При резком сбрасывании педали газа во время переключения скорости, ДВС глохнет.
  3. Мощность двигателя значительно уменьшена. Машина не тянет ни в гору, ни по прямой.
  4. Расход топлива стал больше, чем был.
  5. Даже если плавно нажимать на педаль газа, разгон транспортного средства идет рывками.

На некоторых автомобилях на панели приборов загорится значок Check Engine (Чек энджайн) и через некоторое время потухнет, потом опять засветится. Если горит ЧЕК, то надо сделать диагностику, мало ли что может быть причиной неполадок в работе всего силового агрегата.

 

Как проверить работу ДПДЗ

Если хоть один из вышеперечисленных признаков был, то надо проверить работу датчика дросселя. Здесь на надо обладать знаниями электронщика. Потребуется лишь измерительный прибор: мультиметр или вольтметр.

Многие продолжают спокойно ездить, если загорелась лампочка Чек. Рекомендуется сразу же заехать в сервис на диагностику или найти и устранить проблему своими руками.

Исправно работающий двигатель со всеми датчиками вместе будет включать лампочку ЧЕК на панели приборов только во время запуска двигателя и затем гаснуть. Так работает исправная система в целом.

 

Пошаговая проверка правильности работы датчика положения дросселя:
  1. Выключить зажигание и смотреть на лампочку ЧЕК, горит или нет. Если CHECK ENGINE не горит, тогда открываем капот и осматриваем ДПДЗ.
  2. Готовим мультиметр. Ищем, где находится «плюс». Для этого прокалываем поочередно провода и смотрим на мультиметр.
  3. Далее ищем «массу». Во время проверки зажигание не включаем.

Цель — проверить, идет ли питание к датчику. Напряжение бывает разным, смотря какая марка и модель авто. У некоторых моделей, напряжение на дроссельный датчик идет 5 Вольт, а у некоторых — 12 Вольт.

Порядок работы по поиску неисправностей датчика положения ДЗ, если признаки обнаружились во время движения автомобиля:
  1. Включаем зажигание и поочередно прокалываем иглой мультиметра в положении Вольтметра и определяем напряжение. Напряжение должно быть 0,7 В.
  2. Далее, вручную открывает дроссельную заслонку, напряжение при открытой заслонке должно быть 4 Вольт.
  3. Далее, выключаем зажигание. Откидываем один разъем. На линии, между выводом ползунка и оставшимся проводом присоединяем щуп измерительного устройства.
  4. Не отсоединяя щуп прибора, вручную делаем прокрутку сектора и следим за показаниями на приборе. Если вольты растут плавно, без рывков, значит датчик положения работает хорошо. Если напряжение скачет через несколько цифр сразу, то повреждены дорожки резистора.

От передачи напряжения датчика электронный блок управления дает команду другим устройствам, сколько топлива подать, сколько воздуха подать, обеднить смесь или обогатить. Поэтому ДПДЗ — это очень важный элемент, вторично влияющий на работу двигателя.

Явная неисправность определяется так, если дроссельная заслонка полностью открыта, а прибор показывает, что она находится в закрытом положении. В этом случае, заменить не думая.

 

Причины выхода из строя датчика положения

Время от времени от один элемент конструкции выходит из строя, то другой. Поэтому переживать не стоит, тем более, если машине уже больше 3 лет.

Причины поломки датчика ПДЗ:
  1. Между ползунком и резистивным слоем нет контакта. Это бывает при поломке наконечника, который делает задир на подложке. При этом датчик продолжает работать, но уже с неточными данными. Работает, пока резистивный слой полностью не сотрется. Сердечник в этом случае полностью выходит из строя.
  2. Линейное напряжение выходящего сигнала не увеличивается из-за изменения напыления в начале хода ползунка.

Для определения такой поломки еще не придумали индикатор, который сразу бы показывал это на панели приборов.

 

Советы по выбора ДПДЗ

Дешевый вариант это датчика — это пленочно-резистивный дроссельный датчик. Обычно он быстро ломается.

Раз уж меняете датчик, то меняйте сразу на хороший. А хорошим считается бесконтактный датчик. Он подороже, но служит дольше. В итоге все равно выгоднее его брать. Он работает на магниторезистивном эффекте.

 

Видео

Диагностика и признаки неполадок.

Датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ.

ДПДЗ и повышенные обороты.

Проверка целостности датчика ПДЗ.

autostuk.ru

что это такое и как работает

Сегодня каждому автолюбителю известно, что автомобиль с непосредственным впрыском топлива, или инжектором, гораздо более эффективен, отзывчив, а также обладает более большей мощностью при равных объемах двигателя, в сравнении с карбюраторными авто.

Но все эти преимущества обеспечивает не только сам инжектор. Есть еще и другие системы, которые вносят свою лепту в эффективность автомобилей с непосредственным впрыском топлива.  Одним из таких устройств является датчик положения дроссельной заслонки, или ДПДЗ. Что такое ДПТЗ, зачем он нужен и как устроен – об этом мы расскажем в данной статье.

За что отвечает ДПДЗ

Как выглядит датчик положения дроссельной заслонки

И так, положение дроссельной заслонки регулируется, как известно, нажатиями педали газа. Следовательно, отслеживая ее положение, электронный блок управления способен корректировать подачу топлива и тем самым изменять режим работы двигателя, его обороты и как следствие, скорость движения автомобиля или его тяговое усилие. Но это в общих чертах, а по сути, происходит следующее.

При помощи ДПДЗ в блок электронного управления передается не только изменение положения дроссельной заслонки, но и  динамика этого изменения. Таким образом, электроника учитывает то, как сильно водитель нажимает на газ и реагирует соответственно.

В момент, когда датчик положения дроссельной заслонки фиксирует ее открытие на 75 процентов, электроника включает режим продувки двигателя. А когда датчик отчитывается о полном закрытии заслонки, блок электронного управления задействует регулятор холостого хода, благодаря чему в двигатель поступает воздух, не смотря на то, что дроссельная заслонка закрыта. На практике это приводит к тому, что даже если вы сняли ногу с педали газа, двигатель продолжает работать. Ну а благодаря фиксации динамики движения заслонки, двигатель реагирует более отзывчиво, машина ведет себя более предсказуемо и адекватно.

Принцип работы ДПДЗ

По принципу работы, датчик положения дроссельной заслонки это потенциометр,  в котором при изменении положения заслонки меняется напряжение, что и фиксируется соответствующим контроллером. Ну а за отслеживание динамики изменения положения заслонки отвечает не сам датчик, а непосредственно электроника блока управления двигателем.

Устанавливается ДПДЗ на корпус дроссельной заслонки и соединяется с осью, вокруг которой, заслонка вращается. Таким образом, обеспечивается эффективная фиксация перемещений заслонки дросселя.

Возможные проблемы с ДПДЗ

Современные автомобили в большинстве своем оснащаются системой самодиагностики, которая проверяет если не все,  то очень многие датчики и устройства автомобиля. Если такая диагностика определяет проблемы в работе датчика положения дроссельной заслонки, то в памяти будут записаны соответствующие коды ошибок. Если же датчик сбоит постоянно, может сработать световой индикатор — CHECK ENGINE.

Но даже в случае появления кодов ошибок, указывающих на сбои связанные с ДПДЗ не следует сразу считать его вышедшим из строя. Такие ошибки, это лишь подсказка, в каком направлении следует вести поиски проблем и неполадок. К примеру,  ошибки могут возникать при замыканиях автомобильной проводки.

В тех случаях, когда ДПДЗ действительно выходит из строя, включается аварийная программа управления двигателем, а положение заслонки определяется согласно показаний датчика коленвала. Так же к определению положения дроссельной заслонки в таких ситуациях привлекается ДМРВ – датчик массового расхода воздуха. И хотя такой метод имеет ряд недостатков, но в качестве резервного варианта, он вполне работоспособен.

Рассмотрим основные симптомы неполадок, возникающих с ДПДЗ. Наиболее общие признаки выхода из строя этого датчика, таковы:

  • изменяющиеся обороты  мотора на холостом ходу;
  • остановка двигателя после резкого отпускания педали газа;
  • рывки при движении с постоянным нажатием педали газа;
  • падение мощности без видимых причин;

 К основным неисправностям в работе ДПДЗ можно отнести:

  • нарушения и разрушение резистивного слоя датчика, что приводит к невозможности правильной работы датчика;
  • износ и поломка подвижных контактов датчика;
  • окисление деталей;
  • пробои и замыкания в проводах;
  • неправильное положение датчика;

Конечно же, мы указали лишь наиболее общие проблемы, которые могут возникнуть с ДПДЗ. На практике их гораздо больше и  в целом ряде случаев, датчик приходится менять. Более того, иногда нужно обнулить его параметры в бортовом компьютере автомобиля, для достижения нормальной работы мотора. Между тем, даже при появлении специфических признаков и симптомов, далеко не всегда проблема именно в этом датчике. Иногда сбоит ДМРВ, иногда датчик положения коленвала, порой нарушена герметичность системы, а возможно забилась сама заслонка.

В общем и целом, неполадки датчика положения дроссельной заслонки, это лишь одна из причин  неадекватной и нестабильной работы двигателя. Ситуация с этим датчиком, характерна для многих электронных  и не только – систем автомобиля. Они улучшают параметры его работы, повышают комфорт и безопасность езды, облегчают работу водителя. Но, усложнение системы, это почти всегда снижение  ее надежности. А потому, при выходе из строя того или иного узла, даже правильная локализация поломки, уже задача достаточно сложная. 

Читайте также: Что такое ДМРВ на автомобиле и какие функции оно выполняет.

Видео о проблемах с ДПДЗ

Похожие статьи

avtonov.com

Электронный датчик дроссельной заслонки

На современных автомобилях установлены двигатели внутреннего сгорания: бензиновые и дизельные. Отличаются они составом используемой для воспламенения топливной смеси. Принцип действия таких двигателей – поршневой. Подаваемая в камеры смесь, сжимается поршнем до соответствующих показателей давления, воспламеняется от прошедшей искры. Механическая энергия сжатия и химическая – горения преобразуются в тепловую энергию, под действием которой газы расширяются, и двигают поршень обратно. Клапаны раскрываются, выпуская отработанные газы.

Не будем вдаваться в подробности действия ДВС, отметим лишь, что подаваемая в камеру смесь, готовится в карбюраторе. Там горючее обогащается кислородом из всасываемого воздуха, и порциями впрыскивается в камеру. В современных двигателях карбюраторы заменены инжекторами, в целях контроля, за выбросами в атмосферу. В таких двигателях, обогащение происходит путем впрыска порции горючего в воздушный поток, осуществляемого движениями форсунок, которыми управляет электронный блок управления. Именно такая форма подачи топлива, в сочетании с нейтрализаторами выхлопных газов (катализаторами), способна контролировать вредные выбросы в атмосферу.

Содержание статьи

Что могут датчики дроссельной заслонки

Электронный контроль осуществляется посредством датчиков, которые передают следующие данные:

  1. Показатели вращения коленвала
  2. Расхода воздуха и его температура
  3. Температуры антифриза
  4. Положение заслонок дросселя
  5. Системе обратной связи (состав выхлопных газов)
  6. Детонации в моторе
  7. Напряжение электросети
  8. Скорости движения
  9. Положение распредвала
  10. Активация кондиционера
  11. Неровности дорожного полотна

Рассмотрим подробно работу датчика ПДЗ.

Это прибор для точного дозирования топливной смеси, подаваемой в камеру сжигания двигателя. Его работа повышает КПД мотора и эффективность движения.

Угол положения ДЗ преобразуются в напряжение тока и передается на контролирующие зоны электронного блока. Исходя из угла заслонки, меняется значение напряжения, что и распознается контролером, который подает сигналы к определенным действиям во впрыскивающий механизм. При этом, после обработки сигналов с датчиков, ЭБУ определяет оптимальные параметры для экономичного режима – адаптируют программу под стиль вождения, под данный двигатель и т. д. По сути, датчики фиксируют параметры зависимости положения заслонок дросселя с изменением напряжения в цепи.

Датчики заслонок бывают двух типов:

контактные (пленочно резисторные) – которые напрямую связаны с осью заслонки, при вращении которой, перемещаются контакты датчика по полозьям. При этом преодолевается высокое сопротивление и изменение напряжения, что, в конечном итоге, и является исходящим от датчика сигналом. Конструкция простая, легко диагностируется. Однако, быстро изнашивается из-за постоянного воздействия силы трения.

бесконтактные – в местах контактов расположен перемещающийся магнит, а показатели переменного магнитного поля преобразует в электронный сигнал датчики Холла. Бесконтактные датчики имеют увеличенный ресурс, однако, сложно диагностируемые.

Как работают датчики дроссельной заслонки?

Датчик расположили возле заслонки, к которой крепиться потенциометр с тремя выходами. Один выход предназначен для подачи напряжения, второй – замыкание цепи на массу, а к третьему выходу присоединен электронный блок управления автомобиля, который считывает коды (текущие и ошибки).  Он измеряет напряжение на выходе, при нажатии на педаль. При закрытой заслонке напряжение имеет показатель 0,69 вольт. После нажатия на педаль газа, ось заслонки поворачивается на определенный градус, уводя за собой датчик.

Изменяется сопротивление на дорожках, а, следовательно, и напряжение. В положении полного открытия заслонки датчик фиксирует уже порядка 4 вольт. Эти данные считывает ЭБУ и инициирует изменения в подаче топлива, подбирает приемлемый режим работы двигателя, адаптируя под предпочтения водителя. Когда заслонка открыта на три четверти и более, ЭБУ включает продув системы. Закрытые заслонки становятся толчком к регулировке холостого хода, путем подачи воздуха через обходной путь.

Признаки болезни и диагностика датчика положения ДЗ

Исправный датчик обеспечивает плавный ход машины и полное сгорание горючего. Если машину начинает дергать и мотать при нажатии на педаль, то это может быть признаком неправильной работы датчика. Причинами выхода из строя прибора служат:

— ослабление или потеря контакта клемм с дорожками. Стирание резисторной пленки всегда ведет к поломке прибора.

— повреждение самих дорожек, из-за использования материалов низкого качества

— выход из схемы цепи одного или нескольких сопротивлений

— сбой программы датчика Холла

Признаки болезни приборы:

  1. Затруднение пуска двигателя, даже после разогрева.
  2. Наблюдается больное расходование горючего.
  3. Ход прерывистый
  4. Затруднено ускорение автомобиля
  5. Завышение оборотов на холостом ходу
  6. Слышатся хлопки в выхлопных трубках
  7. Может заглохнуть на холостом ходу
  8. Светится индикатор Check Engine

Эти симптомы могут наблюдаться и при поломке других деталей и систем. Поэтому прежде чем кидаться менять датчик, нужно провести тестирование.

Для определения характера неисправности, в частности датчиков на отечественных марках, нужно произвести замеры напряжения вольтметром. Учитывая параметры нормы (закрытые заслонки – 0,69В, полностью открытые – 4В), снять показания вольтметра при включенном зажигании, при полном вдавливании в пол педали. По совпадению с нормальными параметрами можно судить о неисправности. Пошаговая рекомендация:

  1. Открыть доступ к датчику (снять фильтр, патрубки)
  2. Снять соединитель с разъема, пол которым можно увидеть три контакта – масса, контакт напряжения и питание. На некоторых моделях добавлен четвертый контакт – клемма холостого хода.
  3. Снимаем показания напряжения между массой и питанием (норма 5В и 12В, в зависимости от модели авто)
  4. Затем замеряем напряжение между выходным контактом и массой (0,7 при закрытых заслонках, до 5В – в состоянии максимального открытия). Вручную изменяем угол отклонения заслонки и фиксируем показания каждого положения. Так определяются зоны отсутствия или недостаточного контакта.
  5. Можно замерить сопротивление между массой и выходным напряжением (норма – от 2,5 кОм до 1 кОм).

Эти действия касаются диагностики контактного датчика. Бесконтакный его собрат тестируется на спец. оборудовании.

В основном, некорректную работу датчика ПДЗ выявляет тестирование автосканером, при считке кодов ошибок, среди которых будет и код датчика.

Ремонт датчика положения дроссельной заслонки

Ремонт такого устройства может стоить дороже его замены. Поэтому, неисправный датчик чаще заменяют новым, а не чинят. Изначально в приборе заложен эксплуатационный срок, соответствующий 50 тыс. пробега. Периодически зачищая контакты и промывая спиртом, можно увеличить срок работы в несколько раз.

Заменить датчик может практически любой автолюбитель (мы сейчас не говорим о блондинках за рулем), достаточно знать несколько маленьких хитростей:

  • Если нарушена целостность пыльника, замените и его
  • Во время входа зацепов оси заслонки в пазы датчика, корпус надо поворачивать по часовой стрелке. Затем разворачиваем в обратном направлении, чтобы совместить крепежные отверстия болтов.
  • Все процедуры нужно проводить после обесточивания агрегата. Иначе, ЭБУ считает их как ошибку, и Check не погаснет даже после смены датчика.

Далее потребуется регулировка работы замененного устройства:

  • При необходимости сделать надпилы над филем для свободного хода корпуса датчика.
  • Присоединить клеммы аккумулятора. Добиться значения напряжения в 0.7 вольт выходного контакта. Включить зажигание и, вместе с присоединенным вольтметром, вращать до необходимых пределов. Снова обесточить
  • Включаем зажигание, давая возможность ЭБУ запомнить измененные параметры нового датчика.

Подведем итог: датчик ПДЗ – маленький прибор, с большой и ответственной функцией. От его правильной работы зависят эксплуатационные характеристики сердца любого автомобиля – его двигателя. Своевременное выявление неисправностей и аккуратное его использование – залог долгой бес проблемной работы мотора.

elm327.club

Устройство, принцип действия, диагностика датчика положения дроссельной заслонки Throttle Position Sensor (TPS).

 

Датчик положения дроссельной заслонки расположен на корпусе узла дроссельной заслонки. Служит для измерения степени открытия дроссельной заслонки.  

  

Датчик положения дроссельной заслонки.

  Чувствительный элемент датчика положения дроссельной заслонки представляет собой потенциометр, ось которого жёстко связана с осью дроссельной заслонки. На питающие выводы потенциометра подается опорное напряжение +5 V и "масса", а подвижный контакт датчика является сигнальным. Выходной сигнал датчика положения дроссельной заслонки является одним из базовых для расчёта блоком управления двигателем необходимого количества топлива, для определения текущего режима работы двигателя и для расчёта оптимального угла опережения зажигания. Например, в режиме пуска двигателя количество подаваемого топлива рассчитывается по температуре двигателя, по степени открытия дроссельной заслонки и по фактической частоте вращения коленвала.   На работающем двигателе при закрытой дроссельной заслонке блок управления двигателем переходит в режим стабилизации частоты вращения коленчатого вала двигателя - режим поддержания холостого хода. Заданная частота вращения коленвала при этом зависит от температуры охлаждающей жидкости, от нагрузки на двигатель и от скорости движения автомобиля и регулируется путём изменения степени открытия регулятора холостого хода и изменения угла опережения зажигания.   Для устранения "провала" запаздывания набора оборотов в момент резкого открытия дроссельной заслонки, блок управления двигателем кратковременно подает дополнительную порцию топлива.   Если дроссельная заслонка открыта более чем на ~70 %, блок управления двигателем переходит в режим полной нагрузки, обеспечивая максимальную мощность двигателя путём приготовления несколько обогащённой топливовоздушной смеси.   Когда при движении автомобиля дроссельная заслонка резко закрывается, блок управления двигателем активирует режим принудительного холостого хода (или режим торможения двигателем) путём полного прекращения подачи топлива до тех пор, пока обороты двигателя не снизятся до определенной величины.   Остальные относительно стационарные положения дроссельной заслонки между режимом "поддержки холостого хода" и "полной нагрузки", называются режимом "частичной нагрузки" двигателя. В этом режиме блок управления двигателем поддерживает оптимальное соотношение топливно-воздушной смеси близкой к 1:14,7, за счет использования сигнала обратной связи от кислородных датчиков.  

Проверка выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки.

Диагностика датчика положения дроссельной заслонки потенциометрического типа заключается в проверке соответствия выходного напряжения датчика фактическому положению дроссельной заслонки во всём диапазоне её возможных положений. Для просмотра осциллограммы напряжения выходного сигнала датчика, разъём осциллографического щупа должен быть подключен к любому из аналоговых входов № 14 USB Autoscope II, чёрный зажим типа "крокодил" осциллографического щупа должен быть подсоединён к "массе" двигателя диагностируемого автомобиля, пробник щупа должен быть подсоединён параллельно сигнальному выводу датчика.  

Схема подключения к датчику положения дроссельной заслонки потенциометрического типа.  

  1. точка подключения чёрного зажима типа "крокодил" осциллографического щупа. 
  2. точка подключения пробника осциллографического щупа.

    В окне программы "USB Осциллограф", необходимо выбрать подходящий режим отображения, в данном случае "Управление => Загрузить настройки пользователя => Potentiometer". Проверка датчика проводится при включенном зажигании и остановленном двигателе.   Осциллограмма напряжения выходного сигнала датчика должна быть записана. Для включения записи осциллограммы, в окне программы "USB Осциллограф", необходимо выбрать "Управление => Запись" после выбора режима "Potentiometer" и включения зажигания. После включения записи осциллограммы, необходимо как можно более плавно открыть дроссельную заслонку до её полного открытия, после чего так же плавно её закрыть. Далее, для остановки записи осциллограммы, в окне программы "USB Осциллограф", необходимо выбрать "Управление => Запись". После завершения записи, записанную осциллограмму можно детально изучить.   При закрытой дроссельной заслонке, значение напряжения выходного сигнала датчика его положения должно находиться в определённом диапазоне, чаще всего - 0,25...0,75 V. Как только дроссельная заслонка начинает плавно открываться, значение напряжения выходного сигнала датчика так же должно плавно увеличиваться синхронно увеличению угла открытия дроссельной заслонки.  

Осциллограмма напряжения выходного сигнала исправного датчика положения дроссельной заслонки. Зажигание включено, двигатель остановлен, плавное открытие дроссельной заслонки и быстрое её закрытие.

  Когда дроссельная заслонка открыта полностью, значение напряжения выходного сигнала датчика должно находиться в диапазоне обычно 3,9.. .4,7 V.   В некоторых системах управления двигателем применяются датчики положения дроссельной заслонки потенциометрического типа с инверсной выходной характеристикой. При закрытой дроссельной заслонке выходное напряжение датчика высокое, а при открытой - низкое.   Во многих системах управления двигателем, где положение дроссельной заслонки задаётся при помощи электропривода (во всём диапазоне возможных положений, либо только в режиме холостого хода), текущее положение дроссельной заслонки определяется при помощи сразу двух потенциометров, конструктивно объединённых. Один из потенциометров имеет прямую выходную характеристику, а другой потенциометр обычно имеет инверсную выходную характеристику. Кроме того, многие узлы дроссельных заслонок со встроенным электроприводом зачастую дополнительно оснащены концевым микро-выключателем холостого хода, срабатывающим тогда, когда педаль акселератора отпущена водителем полностью.  

  Осциллограммы напряжения выходных сигналов исправного спаренного датчика положения дроссельной заслонки системы управления двигателем с электронным приводом дроссельной заслонки. Зажигание включено, двигатель остановлен, открытие дроссельной заслонки, закрытие дроссельной заслонки. 

сигнала потенциометра, имеющего

  1. Осциллограмма напряжения выходного инверсную выходную характеристику. 
  2. Осциллограмма напряжения выходного сигнала потенциометра, имеющего прямую выходную характеристику.

 

  1. A: Значение напряжения в момент времени указанный маркером. В данном случае соответствует напряжению выходного сигнала потенциометра, имеющего инверсную выходную характеристику при закрытой дроссельной заслонке и равно ~4 V.
  2. A: Значение напряжения в момент времени указанный маркером. В данномслучае соответствует напряжению выходного сигнала потенциометра, имеющего прямую выходную характеристику при закрытой дроссельной заслонке и равно ~890 mV.

Наличие двух потенциометров в датчике положения дроссельной заслонки служит для повышения точности измерения текущего положения дроссельной заслонки, для точного распознавания блоком управления неисправностей датчика, а так же для повышения надёжности узла дроссельной заслонки - при выходе из строя одного из потенциометров блок управления двигателем определяет текущее положение дроссельной заслонки по сигналу от исправного потенциометра.   Встречаются спаренные потенциометрические датчики положения дроссельной заслонки, где оба потенциометра имеют прямую выходную характеристику. Выходной сигнал одного потенциометра изменяется в диапазоне положений дроссельной заслонки от "полностью закрыто", до "частично открыто" (для системы управления двигателем BOSCH MONO Motronic этот диапазон составляет от 0% до 30%). Выходной сигнал другого потенциометра изменяется в диапазоне положений дроссельной заслонки от "частично открыто" до "полностью открыто" (для системы управления двигателем BOSCH MONO Motronic этот диапазон составляет от 17% до 100%).

Осциллограммы напряжения выходных сигналов исправного спаренного датчика положения дроссельной заслонки системы управления двигателем BOSCH MONO Motronic. Зажигание включено, двигатель остановлен, открытие дроссельной заслонки, закрытие дроссельной заслонки. 

  1. Осциллограмма напряжения выходного сигнала потенциометра, работающего в диапазоне положений дроссельной заслонки от "полностью закрыто", до "частично открыто".
  2. Осциллограмма напряжения выходного сигнала потенциометра, работающего в диапазоне положений дроссельной заслонки от "частично открыто" до "полностью открыто".

  Такая конструкция датчика применяется для повышения точности измерения текущего положения дроссельной заслонки при малых углах её открытия. Высокая точность измерения текущего положения дроссельной заслонки в системе управления двигателем BOSCH MONO Motronic очень важна, так как данная система не оснащена ни датчиком абсолютного давления во впускном коллекторе, ни датчиком расхода воздуха. По этому, величина нагрузки на двигатель и соответствующее ей необходимое количество впрыскиваемого топлива определяются по скорости вращения коленвала, по величине открытия дроссельной заслонки, по температуре двигателя и по температуре входящего воздуха.  

Типовые неисправности датчика положения дроссельной заслонки.

  Подвижный контакт потенциометрического датчика механически перемещается по контактному резистивному слою датчика, что со временем может стать причиной разрушения этого контактного резистивного слоя. В таком случае, при некоторых положениях подвижного контакта датчика, значение выходного напряжения датчика может не соответствовать фактическому положению дроссельной заслонки.  

Дорожка потенциометра с "протёртым" контактным резистивным слоем (на данной иллюстрации показан измерительный потенциометр датчика объёмного расхода воздуха).

Как только водитель устанавливает такое положение дроссельной заслонки, при котором ползунок потенциометра датчика заслонки попадает на участок с разрушенным контактным резистивным слоем, возникают резкие рывки в работе двигателя. Блок управления двигателем воспринимает изменения напряжения на дефектном участке как сигнал режима быстрого разгона двигателя, или режима отсечки подачи топлива. Характер влияния неисправности на работу системы управления двигателем зависит от того, на каких режимах работы двигателя, и при каких углах открытия дроссельной заслонки проявляется неисправность. Если показания датчика нарушаются при закрытой дроссельной заслонке, то это приводит к нестабильности оборотов холостого хода - после отпускания педали акселератора двигатель может заглохнуть, либо напротив, обороты холостого хода могут быть сильно завышенными. Если же показания датчика нарушаются при каком-либо другом положении дроссельной заслонки, это вызывает возникновение резких рывков в работе двигателя в моменты, когда дроссельная заслонка принимает положения, при которых проявляется несоответствие выходного сигнала датчика фактическому положению заслонки.

Осциллограмма напряжения выходного сигнала неисправного датчика положения дроссельной заслонки. Зажигание включено, двигатель остановлен, плавное открытие дроссельной заслонки, плавное закрытие дроссельной заслонки.

В большинстве случаев, несоответствие выходного сигнала датчика положения дроссельной заслонки фактическому углу открытия дроссельной заслонки имеет место при положении дроссельной заслонки "полностью закрыто" и "частично открыто", из-за чего нарушается работа двигателя в режиме холостого хода.

 

Осциллограмма напряжения выходного сигнала неисправного датчика дроссельной заслонки. Зажигание включено, двигатель остановлен, плавное положения открытие дроссельной заслонки.

В случае повреждения контактного резистивного слоя датчика во всём диапазоне положений дроссельной заслонки, характер работы двигателя становится непредсказуемым.   Неисправности датчика, вызванные разрушением контактного резистивного слоя датчика, устраняются путём замены датчика положения дроссельной заслонки на новый.   Другой типовой неисправностью датчика является повышенная зависимость выходного напряжения датчика от температуры его корпуса. Данная неисправность является следствием установки некачественного датчика положения дроссельной заслонки на этапе замены износившегося датчика на новый или ещё на этапе производства автомобиля. Проявляется данная неисправность после прогрева двигателя при полностью закрытой дроссельной заслонке как повышение частоты вращения двигателя на холостом ходу.   Характерным признаком неисправности является возможность временного её устранения путём выключения и повторного пуска двигателя. В момент включения зажигания, блок управления двигателем фиксирует ("запоминает") текущее значение выходного напряжения датчика положения дроссельной заслонки и принимает его за напряжение, соответствующее полностью закрытой заслонке. После запуска двигателя это значение напряжения служит для блока управления двигателем признаком закрытой дроссельной заслонки, когда водитель полностью отпускает педаль акселератора. При совпадении выходного напряжения датчика со значением, зафиксированным во время включения зажигания, блок управления двигателем переходит в режим стабилизации частоты вращения двигателя на холостом ходу.дроссельной заслонки, когда водитель полностью отпускает педаль акселератора. При совпадении выходного напряжения датчика со значением, зафиксированным во время включения зажигания, блок управления двигателем переходит в режим стабилизации частоты вращения двигателя на холостом ходу.   Если температурная стабильность датчика не удовлетворительна, может возникнуть сбой в работе двигателя на холостом ходу. Например, в момент включения зажигания, когда двигатель холодный (корпус датчика положения дроссельной заслонки холодный) значение выходного напряжения рассматриваемого датчика равно 500 mV. Блок управления двигателем фиксирует это значение как соответствующее полностью закрытой дроссельной заслонке. В моменты, когда выходное напряжение датчика вновь совпадает с этим зафиксированным значением 500 mV, двигатель переходит в режим стабилизации оборотов холостого хода. По мере прогрева двигателя разогревается и корпус датчика, и если с увеличением температуры корпуса датчика его выходное напряжение так же увеличивается, то может наступить момент, когда при закрытой дроссельной заслонке напряжение выходного сигнала будет значительно превышать зафиксированное при включении зажигания значение, и будет равно, например, 550 mV. В таком случае, когда водитель полностью отпускает педаль акселератора, от датчика будет поступать напряжение 550 mV вместо 500 mV, что уже не будет соответствовать сигналу полностью закрытой дроссельной заслонки. Вследствие этого, блок управления двигателем уже не будет переходить в режим стабилизации оборотов холостого хода.   Если же теперь водитель выключит зажигание, после чего вновь запустит двигатель, блок управления двигателем зафиксирует новое текущее значение напряжения датчика положения дроссельной заслонки 550 mV с уже разогретым корпусом и примет его за напряжение, соответствующее полностью закрытой дроссельной заслонки. Теперь, работа двигателя при закрытой дроссельной заслонке будет стабильна, пока температура корпуса датчика положения дроссельной заслонки вновь не измениться.   Диагностика данной неисправности сводится к сравнению двух значений выходного напряжения датчика при полностью закрытой дроссельной заслонке. Первое значение необходимо измерить, когда температура корпуса датчика близка к текущему значению температуры воздуха (двигатель не работал на протяжении минимум 3-х часов). Второе значение необходимо измерить, когда двигатель будет полностью прогрет до рабочей температуры (электро-вентилятор системы охлаждения автоматически включится не менее трёх раз). Данная неисправность устраняется только путём замены некачественного датчика на качественный.   В некоторых системах управления двигателем вместо датчиков положения потенциометрического типа применяются оптические датчики положения. Типовой неисправностью этих датчиков является проникновение и накопление загрязнений в полостях, где расположены оптические элементы и на самих оптических элементах. Устраняется данная неисправность путём очистки от загрязнений, но только в тех случаях, если конструкция датчика позволяет его разобрать и повторно собрать.   В последнее время, в некоторых системах управления двигателем вместо датчиков положения потенциометрического типа применяются бесконтактные "линейные" датчики, работающие на эффекте Холла. Эти датчики лишены недостатков резистивного слоя, но при этом имеют "свои" типовые неисправности. Наиболее распространённым дефектом датчика положения дроссельной заслонки на эффекте Холла бывают зоны с нелинейной зависимостью изменения выходного напряжения датчика. На осциллограмме напряжения выходного сигнала при плавном открытии дроссельной заслонки данная неисправность проявляется как "Г-образная ступенька". Такая "ступенька" может перекрывать значительный диапазон возможных положений дроссельной заслонки. При плавном изменении положения дроссельной заслонки внутри такого диапазона значения напряжения выходного сигнала датчика не изменяются. Подобных ступенек на всём диапазоне возможных положений дроссельной заслонки может быть несколько.  

Осциллограмма напряжения выходного сигнала неисправного датчика положения дроссельной заслонки работающего на эффекте Холла.

  Устраняется данная неисправность только путём замены датчика на исправный.  

Датчик крайних положений дроссельной заслонки Throttle Valve Switch.

В некоторых системах управления двигателем прежних лет применялись датчики крайних положений дроссельной заслонки на основе концевых микро-выключателей. Микро-выключатель "холостого хода" и микро-выключатель "полной нагрузки".  

Датчик крайних положений дроссельной заслонки, измерительными элементами которого являются два микро-выключателя.

Каждый из концевых микро-выключателей может принимать одно из двух его возможных состояний - "замкнут" или "разомкнут". В зависимости от текущего состояния микро-выключателя, напряжение его выходного сигнала может принимать значение соответствующее либо низкому уровню сигнала (обычно это значение равно 0 V), либо соответствующее высокому уровню сигнала (обычно это значение равно 5 V, либо 12 V). Вследствие сравнительно быстрого механического износа, микро-выключатели датчика со временем могут перестать срабатывать, особенно часто данная неисправность случается с микро-выключателями холостого хода. Для устранения этого дефекта достаточно периодически вновь отрегулировать положение корпуса датчика относительно корпуса дроссельной заслонки так, чтобы микро-выключатель холостого хода изменял своё состояние сразу же после начала открытия дроссельной заслонки.   Ещё одной распространённой неисправностью концевых микро-выключателей датчиков положения некоторых типов является образование микротрещин в области спайки выходных клемм выключателя с разъёмом датчика. Эта неисправность возникает на автомобилях со значительным пробегом, вследствие воздействия механических нагрузок в области спайки клемм выключателя с разъёмом датчика. Если конструкция датчика позволяет его разобрать и повторно собрать, эту неисправность можно устранить, не прибегая к замене датчика. Достаточно повторно пропаять при помощи паяльника выходные клеммы микро-выключателя в области спаивания с разъёмом датчика.   Проверка исправности концевого микро-выключателя проводится путём измерения сопротивления датчика с помощью омметра. Сопротивление разомкнутого микровыключателя должно стремиться к бесконечности. Когда микро-выключатель замкнут, его сопротивление не должно превышать значения 1 Q. При этом дополнительно следует обратить внимание на стабильность сопротивления микро-выключателя в состоянии "замкнут" при нескольких его срабатываниях. После каждого переключения выключателя в состояние "замкнут" омметр должен показывать одно и то же значение сопротивления датчика с отклонениями не более 0,1 Q. Изменяющиеся значения сопротивления микровыключателя в состоянии "замкнут" могут быть признаком образования микротрещин в области спаивания выходных клемм выключателя с разъёмом датчика, либо признаком подгорания контактов датчика.   Существуют датчики крайних положений дроссельной заслонки, выполненные по технологии, аналогичной технологии изготовления потенциометрических датчиков положения дроссельной заслонки - на основе резистивного слоя. Сопротивление такого датчика при его состоянии "замкнуто" может принимать значения от 0,1 Q до 10 kQ и более. Подобные датчики часто бывают конструктивно объединены в общем корпусе с датчиком положения дроссельной заслонки потенциометрического типа.  

Датчик положения дроссельной заслонки потенциометрического типа со встроенным датчиком концевого положения, срабатывающим в положении заслонки "полностью закрыто".

Подобные датчики имеют обычно 4-х контактный разъём. Три клеммы разъёма соединены с датчиком положения дроссельной заслонки потенциометрического типа, четвёртая клемма разъёма соединяется с выводом датчика концевого положения дроссельной заслонки. Другой вывод датчика концевого положения дроссельной заслонки соединён с одной из питающих клемм датчика, обычно, с выводом "массы" датчика.

auto-master.su

Как проверить датчик положення дроссельной заслонки?

Ранее мы писали о симптомах, которые могут проявляться при поломке датчика положения дроссельной заслонки. Но такие признаки нередко вызывают и поломки других датчиков или компонентов двигателя. Поэтому перед покупкой нового ДПДЗ имеющийся датчик необходимо проверить на работоспособность.

ДПДЗ установлен на корпусе дроссельной заслонки. Этот датчик содержит резистор переменного сопротивления (или контактные точки, в зависимости от модели), который передает сигнал в электронный блок управления двигателем. Показания датчика зависят от положения дроссельной заслонки.

Когда водитель нажимает на педаль газа, заслонка вращается, увеличивая приток воздуха во впускной коллектор. При работающем моторе положение заслонки (и данные с других датчиков) сообщает компьютеру, сколько топлива нужно двигателю в определенный момент.

Поэтому, без правильного сигнала, поступающего от ДПДЗ, возникают проблемы с топливно-воздушной смесью. Отметим, что проверить датчик положения дроссельной заслонки не очень сложно. Вам понадобится информация о заводских параметрах работы датчика, после чего его проверяют с помощью цифрового мультиметра.

Купить мультиметр можно во многих магазинах, этот простейший диагностический прибор пригодится вам ещё не раз.

Самая распространенная неисправность датчика дроссельной заслонки – износ, короткое замыкание или обрыв в электрической цепи либо резисторе. С помощью этой статьи вы сможете понять, как проверить ДПДЗ мультиметром лишь за несколько минут. Это поможет понять, нуждается ли элемент в замене или проблема не в нём.

Симптомы неисправности ДПДЗ:

  • бедная или богатая топливная смесь;
  • проблемы с зажиганием;
  • неправильные сигналы для других исполнительных механизмов;
  • неровный холостой ход;
  • провалы при разгоне;
  • подергивание;
  • остановка двигателя.

Методы диагностики ДПДЗ

Самый распространенный тест датчика – измерение сопротивления или напряжения в различных положениях дроссельной заслонки (закрытое, полуоткрытое и полностью открытое). Мы будем выполнять тестирование, используя функцию измерения напряжения.

  1. Откройте капот и снимите узел воздушного фильтра в том месте, где он соединяется с корпусом дроссельной заслонки.
  2. Осмотрите пластину дроссельной заслонки и стенки корпуса дроссельной заслонки, расположенные вокруг неё.

* Если вы видите нагар на стенках или под пластиной заслонки, выполните очистку этого узла с помощью очистителя карбюраторов (карбклинера) и чистой ветоши. Поверхность должна быть полностью чистой. Нагар и грязь могут препятствовать закрытию дроссельной заслонки и её свободному перемещению.

  1. Найдите ДПДЗ, установленный на боковой части корпуса дроссельной заслонки. Датчик выполнен в виде небольшого пластикового блока с трехжильным разъемом.

Подключен ли ваш ДПДЗ к «земле»?

 

  1. Аккуратно отсоедините электрический разъем от датчика положения дроссельной заслонки.
  2. Проверьте разъем и клемму на наличие загрязнений и повреждений.
  3. Установите мультиметр в подходящий режим, к примеру, 20V на шкале постоянного напряжения (DCV).
  4. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
  5. Подключите красный щуп мультиметра к плюсовой клемме аккумулятора, обозначенной символом «+».
  6. Прикоснитесь черным щупом мультиметра к каждому из трех электрических контактов разъема проводки, который подключается к ДПДЗ.

* Один из контактов, при прикосновении к которому на экране мультиметра появляется напряжение около 12 вольт, является контактом заземления. Обратите внимание на цвет этого провода.

* Если ни один из контактов не отображает 12 вольт, это является признаком дефекта проводки, которая идёт к датчику положения дроссельной заслонки. Датчик не имеет заземления, поэтому он не может правильно работать. В такой ситуации нужно решать проблему с проводкой.

  1. Выключите зажигание.

Подключен ли ДПДЗ к источнику опорного напряжения?

  1. Теперь подключите черный щуп мультиметра к контакту заземления на разъеме ДПДЗ, который вы только что идентифицировали.
  2. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
  3. Подключите красный щуп мультиметра к каждому из двух других контактов разъема.
  4. На одном из контактов напряжение должно составлять около 5 вольт. Этот контакт передаёт опорное напряжение на ДПДЗ. Обратите внимание на цвет провода, подключенного к этому контакту. Третий провод является сигнальным.

* Если ни на одном из двух контактов разъема не будет 5 вольт, в проводке есть проблема, которую необходимо исправить. Проверьте электрическую цепь на наличие плохих контактов или поврежденных проводов.

  1. Выключите зажигание.
  2. Вставьте электрический разъем в ДПДЗ.

Выдает ли датчик положения дроссельной заслонки правильный сигнал?

  1. Для выполнения такой проверки необходимо использовать пару штырьков или скрепок.
  2. Подключите красный щуп тестера к сигнальному проводу датчика, а черный – к проводу заземления.
  3. Включите зажигание, но не запускайте двигатель.
  4. Убедитесь в том, что дроссельная заслонка полностью закрыта.
  5. Ваш мультиметр должен отображать значение в диапазоне 0,2-1,5 вольт или около этого, в зависимости от конкретного автомобиля. Если на экране вы видите ноль, убедитесь, что вы выбрали правильный режим прибора – обычно оптимальным является 10 или 20 вольт. Если на экране все ещё виднеется ноль, продолжайте проверку.
  6. Постепенно открывайте дроссельную заслонку, пока она не будет полностью открыта (или же ваш помощник может постепенно нажимать педаль газа до упора).

* При полностью открытой дроссельной заслонке на мультиметре должно отображаться около 5 вольт.

* Убедитесь в том, что напряжение постепенно увеличивается, когда вы медленно открываете дроссельную заслонку.

* Если вы заметили, что в определенных положениях заслонки есть скачки напряжения или оно зависает на одном уровне, ваш ДПДЗ не работает правильным образом, поэтому его необходимо заменить.

* Если датчик положения дроссельной заслонки не достигает напряжения в 5 вольт или около этого (в некоторых автомобилях – 3,5В) при полностью открытой заслонке, его надо менять.

  1. Выключите зажигание и снимите штырьки (скрепки).

Если на вашем автомобиле установлен регулируемый датчик положения дроссельной заслонки (они встречаются на старых моделях), и его показания не соответствуют норме, попробуйте сначала отрегулировать его. Датчик подлежит регулировке, если вы можете ослабить болты его крепления и повернуть элемент влево или вправо.

Регулировка датчика положения дроссельной заслонки

Этот способ подходит для настройки внешнего датчика. Следующие советы дадут  вам общее представление о процедуре регулировки ДПДЗ.

  1. Ослабьте крепежные болты датчика так, чтобы вы могли вращать его, слегка постукивая по нему рукояткой отвертки.
  2. Оттяните датчик для проверки напряжения с помощью мультиметра.
  3. Поверните ключ зажигания в положение ON, но не запускайте двигатель.
  4. Удерживайте дроссельную заслонку в закрытом положении (или в положении, указанном в руководстве по ремонту или обслуживанию вашего автомобиля).
  5. Убедитесь, что напряжение соответствует указанному в руководстве. Если нет, поверните датчик влево или вправо, пока не получите заданное напряжение.
  6. Удерживайте ДПДЗ в этом положении и затяните крепежные винты.

Если датчик не поддаётся регулировке и не достигает требуемого напряжения, замените его.

Информация о том, как проверить датчик дроссельной заслонки, может сэкономить ваше время и поможет избежать ненужной замены компонентов. С помощью простого теста вы сможете быстрее вернуть свой автомобиль в строй. Такая проверка легко выполняется всего за несколько минут.

autofakty.com

Пока нет комментариев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

СайдбарКомментарии (0)